Учебник О.С. Габриеляна — одно из лучших пособий для изучения химии в 8-м классе. Материал изложен доступно, логично структурирован и дополнен красочными иллюстрациями, что делает обучение увлекательным и понятным.
Преимущества учебника:
1. Понятное изложение — сложные темы объяснены простым языком.
2. Практическая направленность — множество лабораторных работ и заданий.
3. Иллюстрации и схемы — помогают лучше усваивать материал.
4. Разноуровневые задания — от простых вопросов до сложных задач.
5. Связь с жизнью — примеры применения химии в реальной жизни.
Учебник сочетает доступность, практическую направленность и увлекательную подачу материала, что делает его отличным выбором для изучения химии и развития интереса к предмету.
ГДЗ по Химии 8 Класс Лабораторная работа 18 Базовый Уровень Габриелян — Подробные Ответы
В три пробирки налейте по 1 мл раствора хлорида или сульфата железа (III). Прилейте в каждую пробирку по 1 мл раствора щёлочи. Что наблюдаете? Затем добавьте в пробирки соответственно растворы серной, азотной и соляной кислот до исчезновения осадка. Запишите молекулярные и ионные уравнения реакции.
Предложите несколько вариантов проведения такой реакции с другими электролитами. Запишите молекулярные уравнения предложенных реакций.
1. Осаждение гидроксидов:
— При добавлении раствора гидроксида натрия к раствору хлорида железа (III) выпадает коричневый осадок гидроксида железа (III):
\(
\text{FeCl₃ + 3NaOH → Fe(OH)₃↓ + 3NaCl}
\)
\(
\text{Fe³⁺ + 3OH⁻ → Fe(OH)₃↓}
\)
2. Растворение осадка в кислотах:
— При добавлении раствора кислоты осадок растворяется:
\(
\text{2Fe(OH)₃↓ + 3H₂SO₄ → Fe₂(SO₄)₃ + 6H₂O}
\)
\(
\text{Fe(OH)₃↓ + 3H⁺ → Fe³⁺ + 3H₂O}
\)
— Аналогично с азотной кислотой:
\(
\text{Fe(OH)₃↓ + 3HNO₃ → Fe(NO₃)₃ + 3H₂O}
\)
\(
\text{Fe(OH)₃↓ + 3H⁺ → Fe³⁺ + 3H₂O}
\)
— И с соляной кислотой:
\(
\text{Fe(OH)₃↓ + 3HCl → FeCl₃ + 3H₂O}
\)
\(
\text{Fe(OH)₃↓ + 3H⁺ → Fe³⁺ + 3H₂O}
\)
3. Аналогичные реакции с другими металлами:
— Цинк:
\(
\text{ZnCl₂ + 2NaOH → Zn(OH)₂↓ + 2NaCl}
\)
\(
\text{Zn²⁺ + 2OH⁻ → Zn(OH)₂↓}
\)
\(
\text{Zn(OH)₂↓ + 2HCl → ZnCl₂ + 2H₂O}
\)
\(
\text{Zn(OH)₂↓ + 2H⁺ → Zn²⁺ + 2H₂O}
\)
— Алюминий:
\(
\text{AlCl₃ + 3NaOH → Al(OH)₃↓ + 3NaCl}
\)
\(
\text{Al³⁺ + 3OH⁻ → Al(OH)₃↓}
\)
\(
\text{Al(OH)₃↓ + 3HCl → AlCl₃ + 3H₂O}
\)
\(
\text{Al(OH)₃↓ + 3H⁺ → Al³⁺ + 3H₂O}
\)
— Медь:
\(
\text{CuSO₄ + 2NaOH → Cu(OH)₂↓ + Na₂SO₄}
\)
\(
\text{Cu²⁺ + 2OH⁻ → Cu(OH)₂↓}
\)
\(
\text{Cu(OH)₂↓ + 2HNO₃ → Cu(NO₃)₂ + 2H₂O}
\)
\(
\text{Cu(OH)₂↓ + 2H⁺ → Cu²⁺ + 2H₂O}
\)
Цель лабораторной работы:
Изучить образование и растворение осадков гидроксидов металлов при взаимодействии растворов солей металлов с растворами щёлочей и кислот.
1. Осаждение гидроксидов
Когда к раствору соли железа (III) (например, FeCl₃ или Fe₂(SO₄)₃) добавляют раствор щёлочи (например, NaOH), образуется нерастворимый осадок гидроксида железа (III) Fe(OH)₃.
Пример реакции с хлоридом железа (III):
— Молекулярное уравнение:
\(
\text{FeCl₃ + 3NaOH → Fe(OH)₃↓ + 3NaCl}
\)
Здесь хлорид натрия (NaCl) остаётся в растворе, а гидроксид железа (III) выпадает в виде осадка коричневого цвета.
— Ионное уравнение:
\(
\text{Fe³⁺ + 3OH⁻ → Fe(OH)₃↓}
\)
Только ионы железа (III) и гидроксид-ионы участвуют в образовании осадка. Остальные ионы (Na⁺ и Cl⁻) являются «зрителями» и не участвуют в реакции.
2. Растворение осадка в кислотах
Если к образовавшемуся осадку Fe(OH)₃ добавить раствор кислоты, осадок растворяется с образованием соли железа (III). Это связано с тем, что гидроксиды металлов реагируют с кислотами, образуя растворимые соли и воду.
Примеры реакций:
— С серной кислотой (H₂SO₄):
- Молекулярное уравнение:
\(
\text{2Fe(OH)₃↓ + 3H₂SO₄ → Fe₂(SO₄)₃ + 6H₂O}
\)
Гидроксид железа (III) превращается в сульфат железа (III) (Fe₂(SO₄)₃), который хорошо растворим в воде. - Ионное уравнение:
\(\text{Fe(OH)₃↓ + 3H⁺ → Fe³⁺ + 3H₂O}\)
Здесь ионы водорода (H⁺) из кислоты взаимодействуют с гидроксид-ионами (OH⁻), образуя воду.
— С азотной кислотой (HNO₃):
- Молекулярное уравнение:
\(
\text{Fe(OH)₃↓ + 3HNO₃ → Fe(NO₃)₃ + 3H₂O}
\)
Образуется растворимая соль — нитрат железа (III) (Fe(NO₃)₃). - Ионное уравнение:
\(
\text{Fe(OH)₃↓ + 3H⁺ → Fe³⁺ + 3H₂O}
\)
— С соляной кислотой (HCl):
- Молекулярное уравнение:
\(
\text{Fe(OH)₃↓ + 3HCl → FeCl₃ + 3H₂O}
\)
Образуется растворимая соль — хлорид железа (III) (FeCl₃). - Ионное уравнение:
\(
\text{Fe(OH)₃↓ + 3H⁺ → Fe³⁺ + 3H₂O}
\)
3. Аналогичные реакции с другими металлами
Подобные реакции можно провести с другими солями металлов, которые образуют нерастворимые гидроксиды при взаимодействии с щёлочами.
Примеры:
1. Цинк:
— Осаждение гидроксида цинка:
\(
\text{ZnCl₂ + 2NaOH → Zn(OH)₂↓ + 2NaCl}
\)
\(
\text{Zn²⁺ + 2OH⁻ → Zn(OH)₂↓}
\)
— Растворение осадка в кислоте:
- С соляной кислотой:
\(
\text{Zn(OH)₂↓ + 2HCl → ZnCl₂ + 2H₂O}
\)
\(
\text{Zn(OH)₂↓ + 2H⁺ → Zn²⁺ + 2H₂O}
\)
2. Алюминий:
— Осаждение гидроксида алюминия:
\(
\text{AlCl₃ + 3NaOH → Al(OH)₃↓ + 3NaCl}
\)
\(
\text{Al³⁺ + 3OH⁻ → Al(OH)₃↓}
\)
— Растворение осадка:
- С соляной кислотой:
\(
\text{Al(OH)₃↓ + 3HCl → AlCl₃ + 3H₂O}
\)
\(
\text{Al(OH)₃↓ + 3H⁺ → Al³⁺ + 3H₂O}
\)
3. Медь:
— Осаждение гидроксида меди:
\(
\text{CuSO₄ + 2NaOH → Cu(OH)₂↓ + Na₂SO₄}
\)
\(
\text{Cu²⁺ + 2OH⁻ → Cu(OH)₂↓}
\)
— Растворение осадка:
- С азотной кислотой:
\(
\text{Cu(OH)₂↓ + 2HNO₃ → Cu(NO₃)₂ + 2H₂O}
\)
\(
\text{Cu(OH)₂↓ + 2H⁺ → Cu²⁺ + 2H₂O}
\)
Вывод:
— При добавлении щёлочи к раствору солей металлов образуются нерастворимые гидроксиды.
— Эти гидроксиды можно растворить, добавив кислоты, что приводит к образованию растворимых солей.
— Механизм реакции универсален для большинства металлов, которые образуют нерастворимые гидрок
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.