Учебник О.С. Габриеляна — одно из лучших пособий для изучения химии в 8-м классе. Материал изложен доступно, логично структурирован и дополнен красочными иллюстрациями, что делает обучение увлекательным и понятным.
Преимущества учебника:
1. Понятное изложение — сложные темы объяснены простым языком.
2. Практическая направленность — множество лабораторных работ и заданий.
3. Иллюстрации и схемы — помогают лучше усваивать материал.
4. Разноуровневые задания — от простых вопросов до сложных задач.
5. Связь с жизнью — примеры применения химии в реальной жизни.
Учебник сочетает доступность, практическую направленность и увлекательную подачу материала, что делает его отличным выбором для изучения химии и развития интереса к предмету.
ГДЗ по Химии 8 Класс Лабораторная работа 26 Базовый Уровень Габриелян — Подробные Ответы
В две пробирки налейте по 1 мл раствора сульфата или хлорида меди (II). В каждую пробирку добавьте по 3—4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите образовавшийся гидроксид меди (II).
Примечание. Оставьте пробирки с полученным гидроксидом меди(II) для проведения следующих опытов.
Составьте молекулярное и ионные уравнения проведённой реакции. Укажите тип реакции по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции».
Добавьте в одну из пробирок с полученным в предыдущем опыте гидроксидом меди (II) 1—2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете?
Используя пипетку, поместите 1—2 капли полученного раствора на стеклянную или фарфоровую пластину и, используя тигельные щипцы, осторожно выпарьте его. Рассмотрите образующиеся кристаллы. Отметьте их цвет.
Составьте молекулярное и ионные уравнения проведённой реакции. Укажите тип реакции по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции», «участие катализатора» и «обратимость химической реакции».
Нагрейте одну из пробирок с полученным ранее или выданным учителем гидроксидом меди (II) (рис. 143). Что наблюдаете?
Составьте уравнение проведённой реакции, укажите условие её протекания и тип реакции по признакам «число и состав исходных веществ и продуктов реакции», «выделение или поглощение теплоты» и «обратимость химической реакции».
Реакции с участием сульфата меди и гидроксида натрия:
1. Образование гидроксида меди (II):
— При добавлении гидроксида натрия к раствору сульфата меди образуется белый осадок гидроксида меди (II):
\(
\text{CuSO}_4 + 2\text{NaOH} → \text{Cu}(\text{OH})_2\downarrow + \text{Na}_2\text{SO}_4
\)
\(
\text{Cu}^{2+} + 2\text{OH}^- → \text{Cu}(\text{OH})_2\downarrow
\)
— Это пример реакции обмена.
2. Растворение осадка в соляной кислоте:
— Добавление соляной кислоты приводит к растворению осадка:
\(
\text{Cu}(\text{OH})_2\downarrow + 2\text{HCl} → \text{CuCl}_2 + 2\text{H}_2\text{O}
\)
\(
\text{Cu}(\text{OH})_2\downarrow + 2\text{H}^+ → \text{Cu}^{2+} + 2\text{H}_2\text{O}
\)
— Это некаталитическая, необратимая реакция обмена.
3. Образование кристаллов хлорида меди:
— При выпаривании капли раствора на стекле образуются голубые кристаллы хлорида меди.
4. Разложение гидроксида меди при нагревании:
— Нагревание приводит к разложению гидроксида меди на оксид меди и воду:
\(
\text{Cu}(\text{OH})_2 → \text{CuO} + \text{H}_2\text{O}
\)
— Это эндотермическая, необратимая реакция разложения, происходящая при повышенной температуре.
Цель лабораторной работы:
Изучить свойства гидроксида меди (II), его образование, растворимость в кислотах, а также разложение при нагревании. Рассмотреть типы химических реакций, происходящих на каждом этапе.
1. Образование гидроксида меди (II)
— Процедура:
В две пробирки добавляют по 1 мл раствора сульфата меди (\(\text{CuSO}_4\)) или хлорида меди (\(\text{CuCl}_2\)). Затем в каждую пробирку добавляют по 3–4 капли раствора гидроксида натрия (\(\text{NaOH}\)).
— Наблюдение:
Образуется осадок голубого цвета — это гидроксид меди (II) (\(\text{Cu(OH)}_2\)).
— Реакция:
\(
\text{CuSO}_4 + 2\text{NaOH} → \text{Cu(OH)}_2\downarrow + \text{Na}_2\text{SO}_4
\)
Или для хлорида меди:
\(
\text{CuCl}_2 + 2\text{NaOH} → \text{Cu(OH)}_2\downarrow + 2\text{NaCl}
\)
— Ионное уравнение:
\(
\text{Cu}^{2+} + 2\text{OH}^- → \text{Cu(OH)}_2\downarrow
\)
— Тип реакции:
Это реакция обмена, так как происходит обмен ионов между реагентами, и в результате образуется нерастворимый осадок (\(\text{Cu(OH)}_2\)).
2. Растворение гидроксида меди (II) в соляной кислоте
— Процедура:
В одну из пробирок с осадком гидроксида меди (II) добавляют 1–2 мл раствора соляной кислоты (\(\text{HCl}\)).
— Наблюдение:
Голубой осадок растворяется, образуется прозрачный раствор.
— Реакция:
\(
\text{Cu(OH)}_2\downarrow + 2\text{HCl} → \text{CuCl}_2 + 2\text{H}_2\text{O}
\)
— Ионное уравнение:
\(
\text{Cu(OH)}_2\downarrow + 2\text{H}^+ → \text{Cu}^{2+} + 2\text{H}_2\text{O}
\)
— Тип реакции:
Это необратимая реакция обмена. Катализатор не участвует, так как реакция протекает самостоятельно при добавлении кислоты.
3. Выпаривание раствора и образование кристаллов
— Процедура:
Каплю раствора, полученного после растворения гидроксида меди в соляной кислоте, помещают на стеклянную или фарфоровую пластину. Затем осторожно выпаривают раствор с использованием тигельных щипцов.
— Наблюдение:
После выпаривания остаются голубые кристаллы хлорида меди (\(\text{CuCl}_2\)).
— Вывод:
Образование кристаллов подтверждает наличие растворённой соли меди
(\(\text{CuCl}_2\)) в растворе.
4. Разложение гидроксида меди (II) при нагревании
— Процедура:
Одну из пробирок с осадком гидроксида меди (II) нагревают.
— Наблюдение:
Осадок меняет цвет с голубого на чёрный. Это свидетельствует о разложении гидроксида меди (II) с образованием оксида меди (\(\text{CuO}\)).
— Реакция:
\(
\text{Cu(OH)}_2 → \text{CuO} + \text{H}_2\text{O}
\)
— Тип реакции:
- Это реакция разложения, так как одно вещество (\(\text{Cu(OH)}_2\)) распадается на два продукта (\(\text{CuO}\) и \(\text{H}_2\text{O}\)).
- Реакция эндотермическая, так как требует нагревания для протекания.
- Реакция необратима, так как продукты не возвращаются в исходное состояние при обычных условиях.
Общий вывод
1. Гидроксид меди (II) образуется в результате реакции обмена между солями меди (\(\text{CuSO}_4\) или \(\text{CuCl}_2\)) и щелочами (\(\text{NaOH}\)).
2. Осадок растворяется в кислотах, что свидетельствует о взаимодействии оснований с кислотами.
3. При нагревании гидроксид меди (II) разлагается до оксида меди (\(\text{CuO}\)), что является примером реакции разложения.
4. Выпаривание раствора подтверждает образование кристаллов хлорида меди (\(\text{CuCl}_2\)).
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.