Учебник О.С. Габриеляна — одно из лучших пособий для изучения химии в 8-м классе. Материал изложен доступно, логично структурирован и дополнен красочными иллюстрациями, что делает обучение увлекательным и понятным.
Преимущества учебника:
1. Понятное изложение — сложные темы объяснены простым языком.
2. Практическая направленность — множество лабораторных работ и заданий.
3. Иллюстрации и схемы — помогают лучше усваивать материал.
4. Разноуровневые задания — от простых вопросов до сложных задач.
5. Связь с жизнью — примеры применения химии в реальной жизни.
Учебник сочетает доступность, практическую направленность и увлекательную подачу материала, что делает его отличным выбором для изучения химии и развития интереса к предмету.
ГДЗ по Химии 8 Класс Параграф 15 Вопрос 3 Базовый Уровень Габриелян — Подробные Ответы
Запишите схемы образования молекул: Na₂, Br₂, O₂, N₂. Каков тип химической связи в этих молекулах?
1)
Натрий является металлом, но его связь формируется за счет общей пары электронов, что делает ее ковалентной. Поскольку оба атома натрия имеют одинаковую электроотрицательность, связь в молекуле можно классифицировать как ковалентную неполярную.
2)
Бром относится к неметаллам, и его связь формируется благодаря общей паре электронов. Таким образом, эта связь является ковалентной и неполярной.
3)
Кислород относится к неметаллам, и его связь формируется посредством двух общих пар электронов. Поэтому данная связь является ковалентной и неполярной.
4)
Азот является неметаллом, и его связь формируется благодаря трем общим парам электронов. Таким образом, эта связь считается ковалентной и неполярной.
Давайте разберем молекулы Na₂, Br₂, O₂ и N₂ еще более подробно, чтобы понять, как они образуются и какой тип связи возникает в этих молекулах.
1. Молекула Na₂ (двухатомный натрий)
Электронная конфигурация натрия (Na):
Атом натрия (Na) имеет электронную конфигурацию \(1s^2 2s^2 2p^6 3s^1\). Он имеет 1 валентный электрон на своей внешней оболочке (на 3s орбитали). Чтобы достичь стабильной конфигурации, ему нужно избавиться от этого электрона.
Образование молекулы Na₂:
Когда два атома натрия сближаются, они оба отдают по одному неспаренному электрону. Эти электроны создают пару, и между атомами натрия образуется ковалентная связь. Поскольку оба атома натрия одинаковы, связь между ними будет неполярной ковалентной. Это значит, что оба атома имеют одинаковую электроотрицательность, и их общий электрон не смещается в сторону одного из атомов.
Электронная схема:
\(
Na: + Na: \rightarrow Na — Na
\)
Атомы натрия делятся электронами, создавая молекулу Na₂.
Тип связи: Ковалентная неполярная связь. Связь между атомами одинаковых элементов всегда неполярна, потому что оба атома имеют одинаковую способность притягивать электроны.
2. Молекула Br₂ (двухатомный бром)
Электронная конфигурация брома (Br):
Атом брома (Br) имеет электронную конфигурацию \(1s^2 2s^2 2p^6 3s^2 3p^6 4s^2 3d^{10} 4p^5\). Он имеет 7 валентных электронов на своей внешней оболочке (на 4p орбитали). Чтобы достичь стабильности, бром может принять 1 электрон и стать ионом \(Br^-\), но в молекуле Br₂ он делится своим неспаренным электронным облаком с другим атомом брома.
Образование молекулы Br₂:
В молекуле Br₂ два атома брома делятся по одному неспаренному электрону на каждой из 4p орбитали, создавая пару общих электронов. Это приводит к образованию ковалентной связи.
Электронная схема:
\(
Br: + Br: \rightarrow Br — Br
\)
Атомы брома делятся электронами, создавая молекулу Br₂.
Тип связи: Ковалентная неполярная связь. Поскольку оба атома брома одинаковы, связь между ними неполярная, то есть электроны равномерно распределяются между атомами.
3. Молекула O₂ (двухатомный кислород)
Электронная конфигурация кислорода (O):
Атом кислорода (O) имеет электронную конфигурацию \(1s^2 2s^2 2p^4\). У кислорода 6 валентных электронов. Для того чтобы достичь стабильной конфигурации, кислород должен поделиться двумя электронами с другим атомом кислорода, образуя два общих электрона и заполнив внешний энергетический уровень.
Образование молекулы O₂:
В молекуле O₂ два атома кислорода делятся по два неспаренных электрона, создавая двойную ковалентную связь. Это означает, что каждый атом кислорода делится двумя электронами с другим атомом, образуя две общие электронные пары.
Электронная схема:
\(
O: + O: \rightarrow O = O
\)
Два атома кислорода делятся четырьмя электронами, образуя молекулу O₂.
Тип связи: Ковалентная неполярная связь. Хотя кислород — более электроотрицательный элемент, чем натрий или бром, два атома кислорода имеют одинаковую электроотрицательность, и их общие электроны распределяются равномерно.
4. Молекула N₂ (двухатомный азот)
Электронная конфигурация азота (N):
Атом азота (N) имеет электронную конфигурацию \(1s^2 2s^2 2p^3\). У него 5 валентных электронов. Чтобы достичь стабильной конфигурации, азот должен поделиться тремя неспаренными электронами с другим атомом азота.
Образование молекулы N₂:
В молекуле N₂ два атома азота делятся по три неспаренных электрона между собой, образуя тройную ковалентную связь. Это приводит к образованию шести общих электронов, которые образуют три пары, связывая два атома азота.
Электронная схема:
\(
N: + N: \rightarrow N \equiv N
\)
Два атома азота делятся шестью электронами, образуя молекулу N₂.
Тип связи: Ковалентная неполярная связь. Азот — неметалл, и поскольку два атома азота одинаковы, связь между ними также будет неполярной.
Резюме:
1. Na₂ — ковалентная неполярная связь (связь между атомами натрия).
2. Br₂ — ковалентная неполярная связь (связь между атомами брома).
3. O₂ — ковалентная неполярная связь (двойная связь между атомами кислорода).
4. N₂ — ковалентная неполярная связь (тройная связь между атомами азота).
Во всех этих молекулах связь является ковалентной неполярной из-за одинаковых атомов, которые делятся электронами равномерно, не создавая дипольного момента.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.