Учебник О.С. Габриеляна — одно из лучших пособий для изучения химии в 8-м классе. Материал изложен доступно, логично структурирован и дополнен красочными иллюстрациями, что делает обучение увлекательным и понятным.
Преимущества учебника:
1. Понятное изложение — сложные темы объяснены простым языком.
2. Практическая направленность — множество лабораторных работ и заданий.
3. Иллюстрации и схемы — помогают лучше усваивать материал.
4. Разноуровневые задания — от простых вопросов до сложных задач.
5. Связь с жизнью — примеры применения химии в реальной жизни.
Учебник сочетает доступность, практическую направленность и увлекательную подачу материала, что делает его отличным выбором для изучения химии и развития интереса к предмету.
ГДЗ по Химии 8 Класс Параграф 30 Вопрос 1 Базовый Уровень Габриелян — Подробные Ответы
Запишите уравнения реакций разложения, схемы которых:
а) Fe(OH)₃ → Fe₂O₃ + H₂O;
б) Ca₃(PO₄)₂ → CaO + P₂O₅;
в) HNO₃ → H₂O + NO₂ + O₂;
г) Cu(NO₃)₂ → CuO + NO₂ + O₂.
a) Разложение \( \text{Fe(OH)}_3 \) происходит с образованием \( \text{Fe}_2\text{O}_3 \) и воды:
\( \text{Fe(OH)}_3 \rightarrow \text{Fe}_2\text{O}_3 + \text{H}_2\text{O} \).
При уравнивании реакции:
\( 2\text{Fe(OH)}_3 \rightarrow \text{Fe}_2\text{O}_3 + 3\text{H}_2\text{O} \).
б) Разложение фосфата кальция:
\( \text{Ca}_3(\text{PO}_4)_2 \rightarrow \text{CaO} + \text{P}_2\text{O}_5 \).
Сбалансированный вариант:
\( \text{Ca}_3(\text{PO}_4)_2 \rightarrow 3\text{CaO} + \text{P}_2\text{O}_5 \).
в) Разложение азотной кислоты:
\( \text{HNO}_3 \rightarrow \text{H}_2\text{O} + \text{NO}_2 + \text{O}_2 \).
Уравненная реакция:
\( 4\text{HNO}_3 \rightarrow 2\text{H}_2\text{O} + 4\text{NO}_2 + \text{O}_2 \).
г) Разложение нитрата меди(II):
\( \text{Cu(NO}_3)_2 \rightarrow \text{CuO} + \text{NO}_2 + \text{O}_2 \).
Сбалансированный вариант:
\( 2\text{Cu(NO}_3)_2 \rightarrow 2\text{CuO} + 4\text{NO}_2 + \text{O}_2 \).
Давайте более подробно рассмотрим каждую реакцию, включая каждый шаг, который мы предпринимаем для балансировки уравнений. Мы будем анализировать количество атомов, их расположение и как правильно уравнять реакции.
а) Разложение гидроксида железа(III)
Исходная реакция:
\(
\text{Fe(OH)}_3 \rightarrow \text{Fe}_2\text{O}_3 + \text{H}_2\text{O}
\)
1. Определение реагентов и продуктов:
— Реагент: гидроксид железа(III) (\(\text{Fe(OH)}_3\))
— Продукты: оксид железа(III) (\(\text{Fe}_2\text{O}_3\)) и вода (\(\text{H}_2\text{O}\))
2. Анализ атомов:
В левой части:
— 1 атом железа (Fe)
— 3 атома кислорода (O) и 3 атома водорода (H)
В правой части:
— 2 атома железа (Fe) в \(\text{Fe}_2\text{O}_3\)
— 3 атома кислорода в \(\text{Fe}_2\text{O}_3\) и 1 атом кислорода в воде (\(\text{H}_2\text{O}\)), всего 4 атома кислорода
— 2 атома водорода в воде (\(\text{H}_2\text{O}\))
3. Балансировка:
Чтобы сбалансировать железо, нам нужно 2 молекулы \(\text{Fe(OH)}_3\):
\(
2\text{Fe(OH)}_3 \rightarrow \text{Fe}_2\text{O}_3 + 3\text{H}_2\text{O}
\)
Теперь у нас:
— 2 атома железа слева и 2 справа
— 6 атомов водорода слева (в 2 \(\text{Fe(OH)}_3\)) и 6 справа (в 3 \(\text{H}_2\text{O}\))
— 6 атомов кислорода слева (3 в 2 \(\text{Fe(OH)}_3\)) и 6 справа (3 в \(\text{Fe}_2\text{O}_3\) и 3 в 3 \(\text{H}_2\text{O}\))
б) Разложение фосфата кальция
Исходная реакция:
\(
\text{Ca}_3(\text{PO}_4)_2 \rightarrow \text{CaO} + \text{P}_2\text{O}_5
\)
1. Определение реагентов и продуктов:
— Реагент: фосфат кальция (\(\text{Ca}_3(\text{PO}_4)_2\))
— Продукты: оксид кальция (\(\text{CaO}\)) и диоксид фосфора (\(\text{P}_2\text{O}_5\))
2. Анализ атомов:
В левой части:
— 3 атома кальция (Ca)
— 2 атома фосфора (P) и 8 атомов кислорода (O)
В правой части:
— 1 атом кальция в \(\text{CaO}\) и 2 атома фосфора в \(\text{P}_2\text{O}_5\)
— 5 атомов кислорода в \(\text{P}_2\text{O}_5\) и 1 в \(\text{CaO}\), всего 6 атомов кислорода
3. Балансировка:
Чтобы сбалансировать кальций и фосфор, мы можем записать:
\(
\text{Ca}_3(\text{PO}_4)_2 \rightarrow 3\text{CaO} + \text{P}_2\text{O}_5
\)
Теперь у нас:
— 3 атома кальция слева и 3 справа
— 2 атома фосфора слева и 2 справа
— 8 атомов кислорода слева и 8 справа (3 в 3 \(\text{CaO}\) и 5 в \(\text{P}_2\text{O}_5\))
в) Разложение азотной кислоты
Исходная реакция:
\(
\text{HNO}_3 \rightarrow \text{H}_2\text{O} + \text{NO}_2 + \text{O}_2
\)
1. Определение реагентов и продуктов:
— Реагент: азотная кислота (\(\text{HNO}_3\))
— Продукты: вода (\(\text{H}_2\text{O}\)), диоксид азота (\(\text{NO}_2\)) и кислород (\(\text{O}_2\))
2. Анализ атомов:
В левой части:
— 1 атом водорода (H), 1 атом азота (N) и 3 атома кислорода (O)
В правой части:
— 2 атома водорода в воде, 1 атом азота в \(\text{NO}_2\), 2 атома кислорода в \(\text{NO}_2\) и 2 в \(\text{O}_2\)
3. Балансировка:
Чтобы сбалансировать, мы можем записать:
\(
4\text{HNO}_3 \rightarrow 2\text{H}_2\text{O} + 4\text{NO}_2 + \text{O}_2
\)
Теперь у нас:
— 4 атома водорода слева и 4 справа
— 4 атома азота слева и 4 справа
— 12 атомов кислорода слева (из 4 \(\text{HNO}_3\)) и 12 справа (4 в 2 \(\text{H}_2\text{O}\), 8 в 4 \(\text{NO}_2\) и 2 в \(\text{O}_2\))
г) Разложение нитрата меди(II)
Исходная реакция:
\(
\text{Cu(NO}_3)_2 \rightarrow \text{CuO} + \text{NO}_2 + \text{O}_2
\)
1. Определение реагентов и продуктов:
— Реагент: нитрат меди(II) (\(\text{Cu(NO}_3)_2\))
— Продукты: оксид меди (\(\text{CuO}\)), диоксид азота (\(\text{NO}_2\)) и кислород (\(\text{O}_2\))
2. Анализ атомов:
В левой части:
— 1 атом меди (Cu), 2 атома азота (N) и 6 атомов кислорода (O)
В правой части:
— 1 атом меди в \(\text{CuO}\), 1 атом азота в \(\text{NO}_2\), 2 атома кислорода в \(\text{NO}_2\) и 2 в \(\text{O}_2\)
3. Балансировка:
Чтобы сбалансировать, мы можем записать:
\(
2\text{Cu(NO}_3)_2 \rightarrow 2\text{CuO} + 4\text{NO}_2 + \text{O}_2
\)
Теперь у нас:
— 2 атома меди слева и 2 справа
— 4 атома азота слева и 4 справа
— 12 атомов кислорода слева (из 2 \(\text{Cu(NO}_3)_2\)) и 12 справа (2 в 2 \(\text{CuO}\), 8 в 4 \(\text{NO}_2\) и 2 в \(\text{O}_2\))
Заключение
Каждое уравнение разложения требует внимательного анализа и учета количества атомов каждого элемента. Чтобы правильно сбалансировать реакцию, необходимо следить за тем, чтобы количество атомов каждого элемента было одинаковым с обеих сторон уравнения. Это помогает понять, как вещества взаимодействуют друг с другом в химических реакциях.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.