Учебник О.С. Габриеляна — одно из лучших пособий для изучения химии в 8-м классе. Материал изложен доступно, логично структурирован и дополнен красочными иллюстрациями, что делает обучение увлекательным и понятным.
Преимущества учебника:
1. Понятное изложение — сложные темы объяснены простым языком.
2. Практическая направленность — множество лабораторных работ и заданий.
3. Иллюстрации и схемы — помогают лучше усваивать материал.
4. Разноуровневые задания — от простых вопросов до сложных задач.
5. Связь с жизнью — примеры применения химии в реальной жизни.
Учебник сочетает доступность, практическую направленность и увлекательную подачу материала, что делает его отличным выбором для изучения химии и развития интереса к предмету.
ГДЗ по Химии 8 Класс Параграф 42 Вопрос 1 Базовый Уровень Габриелян — Подробные Ответы
Из перечня формул выпишите отдельно формулы средних, кислых и основных солей, дайте их названия и запишите уравнения их диссоциации: \(\text{Ca(HSO}_4\text{)}_2\), \((\text{CaOH})_2\text{SO}_4\), \(\text{Ca(NO}_3\text{)}_2\), \(\text{NaH}_2\text{PO}_4\), \(\text{Na}_3\text{PO}_4\), \(\text{MgOHNO}_3\).
Соль | Тип соли | Название | Уравнение диссоциации |
---|---|---|---|
Ca(HSO₄)₂ | Кислая | Гидросульфат кальция | Ca(HSO₄)₂ → Ca²⁺ + + 2 HSO₄⁻ |
(CaOH)₂SO₄ | Основная | Гидроксосульфат кальция | (CaOH)₂SO₄ → → 2 CaOH⁺ + SO₄²⁻ |
Ca(NO₃)₂ | Средняя | Нитрат кальция | Ca(NO₃)₂ → Ca²⁺ + + 2 NO₃⁻ |
NaH₂PO₄ | Кислая | Дигидрофосфат натрия | NaH₂PO₄ → Na⁺ + + H₂PO₄⁻ |
Na₃PO₄ | Средняя | Фосфат натрия | Na₃PO₄ → 3 Na⁺ + + PO₄³⁻ |
MgOHNO₃ | Основная | Гидроксонитрат магния | MgOHNO₃ → → MgOH⁺ + NO₃⁻ |
Соли — это класс химических соединений, которые образуются в результате замещения атомов водорода кислоты на ионы металла (или аммония), либо замещения гидроксильных групп основания на кислотные остатки. По составу и способу образования соли делятся на несколько типов:
1. Средние (нормальные) соли: Образуются при полном замещении всех атомов водорода многоосновной кислоты на ионы металла, или всех гидроксильных групп многокислотного основания на кислотные остатки. В их составе нет атомов водорода, способных к диссоциации, или гидроксильных групп.
2. Кислые соли: Образуются при неполном замещении атомов водорода многоосновной кислоты на ионы металла. В их составе остаются атомы водорода, способные к диссоциации (в составе кислотного остатка).
3. Основные соли: Образуются при неполном замещении гидроксильных групп многокислотного основания на кислотные остатки. В их составе остаются гидроксильные группы (OH⁻).
Диссоциация солей — это процесс их распада на ионы при растворении в воде (или расплавлении). Соли являются электролитами, то есть их растворы проводят электрический ток.
Давайте рассмотрим каждый пример из таблицы:
1. Средние соли
Определение: Средние соли — это соли, в которых все атомы водорода кислоты замещены на ионы металла (или аммония), и в их составе нет гидроксильных групп.
Примеры из таблицы:
Соль: \(\text{Ca(NO}_3\text{)}_2\)
— Название: Нитрат кальция
— Почему средняя: Эта соль образована катионом кальция (\(\text{Ca}^{2+}\)) и анионом нитрата (\(\text{NO}_3^-\)). Азотная кислота (\(\text{HNO}_3\)) является одноосновной, и все ее атомы водорода замещены на кальций. В составе соли нет ни атомов водорода, ни гидроксильных групп.
— Уравнение диссоциации:
\(\text{Ca(NO}_3\text{)}_2 \rightarrow \text{Ca}^{2+} + 2\text{NO}_3^-\)
- Объяснение: Одна молекула нитрата кальция диссоциирует на один ион кальция с зарядом +2 и два нитрат-иона с зарядом -1 каждый.
Соль: \(\text{Na}_3\text{PO}_4\)
— Название: Фосфат натрия
— Почему средняя: Эта соль образована катионами натрия (\(\text{Na}^{+}\)) и анионом фосфата (\(\text{PO}_4^{3-}\)). Фосфорная кислота (\(\text{H}_3\text{PO}_4\)) является трехосновной, и все три ее атома водорода замещены на натрий. В составе соли нет ни атомов водорода, ни гидроксильных групп.
— Уравнение диссоциации:
\(\text{Na}_3\text{PO}_4 \rightarrow 3\text{Na}^{+} + \text{PO}_4^{3-}\)
- Объяснение: Одна молекула фосфата натрия диссоциирует на три иона натрия с зарядом +1 каждый и один фосфат-ион с зарядом -3.
2. Кислые соли
Определение: Кислые соли — это соли, которые содержат незамещенные атомы водорода кислоты (в составе кислотного остатка). Они образуются при неполном замещении атомов водорода многоосновной кислоты на ионы металла.
Примеры из таблицы:
Соль: \(\text{Ca(HSO}_4\text{)}_2\)
— Название: Гидросульфат кальция
— Почему кислая: Эта соль образована катионом кальция (\(\text{Ca}^{2+}\)) и анионом гидросульфата (\(\text{HSO}_4^-\)). Серная кислота (\(\text{H}_2\text{SO}_4\)) является двухосновной. В данном случае замещен только один атом водорода из двух, поэтому в составе кислотного остатка \(\text{HSO}_4^-\) остался атом водорода, способный к диссоциации.
— Уравнение диссоциации:
\(\text{Ca(HSO}_4\text{)}_2 \rightarrow \text{Ca}^{2+} + 2\text{HSO}_4^-\)
- Объяснение: Одна молекула гидросульфата кальция диссоциирует на один ион кальция с зарядом +2 и два гидросульфат-иона с зарядом -1 каждый. Гидросульфат-ион (\(\text{HSO}_4^-\)) является амфотерным и может далее диссоциировать, выделяя \(\text{H}^{+}\) и \(\text{SO}_4^{2-}\), но первичное уравнение диссоциации соли выглядит так.
Соль: \(\text{NaH}_2\text{PO}_4\)
— Название: Дигидрофосфат натрия
— Почему кислая: Эта соль образована катионом натрия (\(\text{Na}^{+}\)) и анионом дигидрофосфата (\(\text{H}_2\text{PO}_4^-\)). Фосфорная кислота (\(\text{H}_3\text{PO}_4\)) является трехосновной. В данном случае замещен только один атом водорода из трех, поэтому в составе кислотного остатка \(\text{H}_2\text{PO}_4^-\) остались два атома водорода, способные к диссоциации.
— Уравнение диссоциации:
\(\text{NaH}_2\text{PO}_4 \rightarrow \text{Na}^{+} + \text{H}_2\text{PO}_4^-\)
- Объяснение: Одна молекула дигидрофосфата натрия диссоциирует на один ион натрия с зарядом +1 и один дигидрофосфат-ион с зарядом -1. Дигидрофосфат-ион (\(\text{H}_2\text{PO}_4^-\)) также является амфотерным и может далее диссоциировать.
3. Основные соли
Определение: Основные соли — это соли, которые содержат незамещенные гидроксильные группы (OH⁻) в составе катиона. Они образуются при неполном замещении гидроксильных групп многокислотного основания на кислотные остатки.
Примеры из таблицы:
Соль: \((\text{CaOH})_2\text{SO}_4\)
— Название: Гидроксосульфат кальция
— Почему основная: Эта соль образована сложным катионом гидроксокальция (\(\text{CaOH}^{+}\)) и анионом сульфата (\(\text{SO}_4^{2-}\)). Гидроксид кальция
(\(\text{Ca(OH)}_2\)) является двукислотным основанием. В данном случае замещена только одна гидроксильная группа из двух, поэтому в составе катиона \(\text{CaOH}^{+}\) осталась гидроксильная группа.
— Уравнение диссоциации:
\((\text{CaOH})_2\text{SO}_4 \rightarrow 2\text{CaOH}^{+} + \text{SO}_4^{2-}\)
- Объяснение: Одна молекула гидроксосульфата кальция диссоциирует на два гидроксокальций-иона с зарядом +1 каждый и один сульфат-ион с зарядом -2.
Соль: \(\text{MgOHNO}_3\)
— Название: Гидроксонитрат магния
— Почему основная: Эта соль образована сложным катионом гидроксомагния (\(\text{MgOH}^{+}\)) и анионом нитрата (\(\text{NO}_3^-\)). Гидроксид магния
(\(\text{Mg(OH)}_2\)) является двукислотным основанием. В данном случае замещена только одна гидроксильная группа из двух, поэтому в составе катиона \(\text{MgOH}^{+}\) осталась гидроксильная группа.
— Уравнение диссоциации:
\(\text{MgOHNO}_3 \rightarrow \text{MgOH}^{+} + \text{NO}_3^-\)
- Объяснение: Одна молекула гидроксонитрата магния диссоциирует на один гидроксомагний-ион с зарядом +1 и один нитрат-ион с зарядом -1.
Таким образом, классификация солей основывается на наличии или отсутствии в их составе атомов водорода (от кислоты) или гидроксильных групп (от основания):
— Средние соли не содержат ни того, ни другого.
— Кислые соли содержат атомы водорода в кислотном остатке.
— Основные соли содержат гидроксильные группы в катионе.
Понимание этих принципов помогает правильно называть соли и предсказывать их поведение при диссоциации в растворах.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.