Учебник О.С. Габриеляна — одно из лучших пособий для изучения химии в 8-м классе. Материал изложен доступно, логично структурирован и дополнен красочными иллюстрациями, что делает обучение увлекательным и понятным.
Преимущества учебника:
1. Понятное изложение — сложные темы объяснены простым языком.
2. Практическая направленность — множество лабораторных работ и заданий.
3. Иллюстрации и схемы — помогают лучше усваивать материал.
4. Разноуровневые задания — от простых вопросов до сложных задач.
5. Связь с жизнью — примеры применения химии в реальной жизни.
Учебник сочетает доступность, практическую направленность и увлекательную подачу материала, что делает его отличным выбором для изучения химии и развития интереса к предмету.
ГДЗ по Химии 8 Класс Параграф 43 Вопрос 3 Базовый Уровень Габриелян — Подробные Ответы
Какие из перечисленных ниже веществ взаимодействуют с соляной кислотой: магний, оксид меди (II), гидроксид меди (II), медь, нитрат магния, гидроксид железа (III), оксид кремния (IV), нитрат серебра, сульфид железа (II)? Запишите уравнения возможных реакций в молекулярной и ионной формах. Если реакции не могут быть осуществлены, объясните почему.
1) \( \text{Mg} + 2\text{HCl} \rightarrow \text{MgCl}_2 + \text{H}_2 \uparrow \)
\( \text{Mg} + 2\text{H}^+ + 2\text{Cl}^- \rightarrow \text{Mg}^{2+} + 2\text{Cl}^- + \text{H}_2 \uparrow \)
\( \text{Mg} + 2\text{H}^+ \rightarrow \text{Mg}^{2+} + \text{H}_2 \uparrow \)
2) \( \text{CuO} + 2\text{HCl} \rightarrow \text{CuCl}_2 + \text{H}_2\text{O} \)
\( \text{CuO} + 2\text{H}^+ + 2\text{Cl}^- \rightarrow \text{Cu}^{2+} + 2\text{Cl}^- + \text{H}_2\text{O} \)
\( \text{CuO} + 2\text{H}^+ \rightarrow \text{Cu}^{2+} + \text{H}_2\text{O} \)
3) \( \text{Cu(OH)}_2 + 2\text{HCl} \rightarrow \text{CuCl}_2 + 2\text{H}_2\text{O} \)
\( \text{Cu(OH)}_2 + 2\text{H}^+ + 2\text{Cl}^- \rightarrow \text{Cu}^{2+} + 2\text{Cl}^- + 2\text{H}_2\text{O} \)
\( \text{Cu(OH)}_2 + 2\text{H}^+ \rightarrow \text{Cu}^{2+} + 2\text{H}_2\text{O} \)
4) \( \text{Cu} + \text{HCl} ↛ \)
Медь находится правее водорода в электрохимическом ряду напряжений, поэтому не вытесняет водород из кислоты.
5) \( \text{Mg(NO}_3)_2 + 2\text{HCl} \rightleftharpoons \text{MgCl}_2 + 2\text{HNO}_3 \)
Все вещества растворимы в воде, поэтому реакция обратима.
6) \( \text{Fe(OH)}_3 + 3\text{HCl} \rightarrow \text{FeCl}_3 + 3\text{H}_2\text{O} \)
\( \text{Fe(OH)}_3 + 3\text{H}^+ + 3\text{Cl}^- \rightarrow \text{Fe}^{3+} + 3\text{Cl}^- + 3\text{H}_2\text{O} \)
\( \text{Fe(OH)}_3 + 3\text{H}^+ \rightarrow \text{Fe}^{3+} + 3\text{H}_2\text{O} \)
7) \( \text{SiO}_2 + \text{HCl} ↛\)
Кислотные оксиды не взаимодействуют с кислотами.
8) \( \text{AgNO}_3 + \text{HCl} = \text{AgCl} \downarrow + \text{HNO}_3 \)
\( \text{Ag}^+ + \text{NO}_3^- + \text{H}^+ + \text{Cl}^- = \text{AgCl} \downarrow + \text{H}^+ + \text{NO}_3^- \)
\( \text{Ag}^+ + \text{Cl}^- = \text{AgCl} \downarrow \)
9) \( \text{FeS} + 2\text{HCl} = \text{FeCl}_2 + \text{H}_2\text{S} \uparrow \)
\( \text{FeS} + 2\text{H}^+ + 2\text{Cl}^- = \text{Fe}^{2+} + 2\text{Cl}^- + \text{H}_2\text{S} \uparrow \)
\( \text{FeS} + 2\text{H}^+ = \text{Fe}^{2+} + \text{H}_2\text{S} \uparrow \)
Соляная кислота (хлороводородная кислота) — это сильная неорганическая кислота. Она взаимодействует с различными классами неорганических веществ:
— Активные металлы (стоящие в ряду напряжений до водорода) — с выделением водорода.
— Основные и амфотерные оксиды — с образованием соли и воды.
— Основания и амфотерные гидроксиды — с образованием соли и воды (реакция нейтрализации).
— Соли — если в результате реакции образуется осадок, газ или слабый электролит (например, вода или слабая кислота/основание).
Теперь рассмотрим каждый случай:
1) Магний (Mg)
— Тип вещества: Активный металл.
— Объяснение: Магний находится в ряду напряжений металлов до водорода. Это означает, что он более активен, чем водород, и способен вытеснять водород из растворов кислот (кроме азотной концентрированной и серной концентрированной).
— Молекулярное уравнение: \( \text{Mg} + 2\text{HCl} \rightarrow \text{MgCl}_2 + \text{H}_2 \uparrow \)
- Образуется хлорид магния (соль) и выделяется газообразный водород, что является признаком протекания реакции.
— Полное ионное уравнение: \( \text{Mg} + 2\text{H}^+ + 2\text{Cl}^- \rightarrow \text{Mg}^{2+} + 2\text{Cl}^- + \text{H}_2 \uparrow \)
- Магний — твердое вещество, не диссоциирует. Соляная кислота — сильный электролит, диссоциирует на ионы. Хлорид магния — растворимая соль, диссоциирует. Водород — газ, не диссоциирует.
— Сокращенное ионное уравнение: \( \text{Mg} + 2\text{H}^+ \rightarrow \text{Mg}^{2+} + \text{H}_2 \uparrow \)
- Ионы \( \text{Cl}^- \) являются «зрителями» (не участвуют в химическом превращении) и сокращаются.
2) Оксид меди (II) (CuO)
— Тип вещества: Основный оксид.
— Объяснение: Оксиды металлов, соответствующие основаниям (в данном случае, гидроксиду меди (II)), называются основными оксидами. Основные оксиды реагируют с кислотами, образуя соль и воду.
— Молекулярное уравнение: \( \text{CuO} + 2\text{HCl} \rightarrow \text{CuCl}_2 + \text{H}_2\text{O} \)
- Образуется хлорид меди (II) и вода.
— Полное ионное уравнение: \( \text{CuO} + 2\text{H}^+ + 2\text{Cl}^- \rightarrow \text{Cu}^{2+} + 2\text{Cl}^- + \text{H}_2\text{O} \)
- Оксид меди (II) — нерастворимое твердое вещество, не диссоциирует.
— Сокращенное ионное уравнение: \( \text{CuO} + 2\text{H}^+ \rightarrow \text{Cu}^{2+} + \text{H}_2\text{O} \)
- Ионы \( \text{Cl}^- \) сокращаются.
3) Гидроксид меди (II) (Cu(OH)2)
— Тип вещества: Нерастворимое основание.
— Объяснение: Гидроксид меди (II) является нерастворимым основанием. Основания реагируют с кислотами в реакции нейтрализации, образуя соль и воду.
— Молекулярное уравнение: \( \text{Cu(OH)}_2 + 2\text{HCl} \rightarrow \text{CuCl}_2 + 2\text{H}_2\text{O} \)
- Образуется хлорид меди (II) и вода.
— Полное ионное уравнение: \( \text{Cu(OH)}_2 + 2\text{H}^+ + 2\text{Cl}^- \rightarrow \text{Cu}^{2+} + 2\text{Cl}^- + 2\text{H}_2\text{O} \)
- Гидроксид меди (II) — нерастворимое твердое вещество, не диссоциирует.
— Сокращенное ионное уравнение: \( \text{Cu(OH)}_2 + 2\text{H}^+ \rightarrow \text{Cu}^{2+} + 2\text{H}_2\text{O} \)
- Ионы \( \text{Cl}^- \) сокращаются.
4) Медь (Cu)
— Тип вещества: Малоактивный металл.
— Объяснение: Медь находится в ряду напряжений металлов после водорода. Это означает, что она менее активна, чем водород, и не способна вытеснять водород из растворов кислот, которые не являются сильными окислителями (например, соляная кислота, разбавленная серная кислота).
— Уравнение: \( \text{Cu} + \text{HCl} ↛ \)
— Причина отсутствия реакции: Медь находится правее водорода в электрохимическом ряду напряжений, поэтому не вытесняет водород из кислоты.
5) Нитрат магния (Mg(NO3)2)
— Тип вещества: Растворимая соль.
— Объяснение: Реакции между солями и кислотами протекают до конца (необратимы), если в результате образуется осадок, газ или слабый электролит (вода). В данном случае, при взаимодействии нитрата магния с соляной кислотой образуются хлорид магния (\( \text{MgCl}_2 \)) и азотная кислота
(\( \text{HNO}_3 \)). Оба этих вещества являются сильными электролитами и хорошо растворимы в воде.
— Уравнение: \( \text{Mg(NO}_3)_2 + 2\text{HCl} \rightleftharpoons \text{MgCl}_2 + 2\text{HNO}_3 \)
— Причина обратимости: Все реагенты и продукты растворимы в воде и являются сильными электролитами, поэтому реакция обратима и практически не протекает в прямом направлении.
6) Гидроксид железа (III) (Fe(OH)3)
— Тип вещества: Нерастворимый амфотерный гидроксид (в данном контексте проявляет основные свойства).
— Объяснение: Гидроксид железа (III) является нерастворимым амфотерным гидроксидом, который проявляет основные свойства при взаимодействии с кислотами. Он реагирует с соляной кислотой в реакции нейтрализации, образуя соль и воду.
— Молекулярное уравнение: \( \text{Fe(OH)}_3 + 3\text{HCl} \rightarrow \text{FeCl}_3 + 3\text{H}_2\text{O} \)
- Образуется хлорид железа (III) и вода.
— Полное ионное уравнение: \( \text{Fe(OH)}_3 + 3\text{H}^+ + 3\text{Cl}^- \rightarrow \text{Fe}^{3+} + 3\text{Cl}^- + 3\text{H}_2\text{O} \)
- Гидроксид железа (III) — нерастворимое твердое вещество, не диссоциирует.
— Сокращенное ионное уравнение: \( \text{Fe(OH)}_3 + 3\text{H}^+ \rightarrow \text{Fe}^{3+} + 3\text{H}_2\text{O} \)
- Ионы \( \text{Cl}^- \) сокращаются.
7) Оксид кремния (IV) (SiO2)
— Тип вещества: Кислотный оксид.
— Объяснение: Оксид кремния (IV) (кремнезем) является кислотным оксидом. Кислотные оксиды обычно реагируют с основаниями, но не реагируют с другими кислотами. Кроме того, \( \text{SiO}_2 \) является очень инертным веществом.
— Уравнение: \( \text{SiO}_2 + \text{HCl} ↛ \)
— Причина отсутствия реакции: Кислотные оксиды не взаимодействуют с кислотами.
8) Нитрат серебра (AgNO3)
— Тип вещества: Растворимая соль.
— Объяснение: При взаимодействии нитрата серебра с соляной кислотой образуются хлорид серебра (\( \text{AgCl} \)) и азотная кислота (\( \text{HNO}_3 \)). Хлорид серебра является нерастворимым веществом (выпадает в осадок, что обозначается стрелкой \( \downarrow \)). Образование осадка является движущей силой реакции, делая ее необратимой.
— Молекулярное уравнение: \( \text{AgNO}_3 + \text{HCl} = \text{AgCl} \downarrow + \text{HNO}_3 \)
— Полное ионное уравнение: \( \text{Ag}^+ + \text{NO}_3^- + \text{H}^+ + \text{Cl}^- = \text{AgCl} \downarrow + \text{H}^+ + \text{NO}_3^- \)
- Нитрат серебра — растворимая соль. Соляная кислота — сильный электролит. Хлорид серебра — нерастворимый осадок, не диссоциирует. Азотная кислота — сильный электролит.
— Сокращенное ионное уравнение: \( \text{Ag}^+ + \text{Cl}^- = \text{AgCl} \downarrow \)
- Ионы \( \text{NO}_3^- \) и \( \text{H}^+ \) сокращаются.
9) Сульфид железа (II) (FeS)
— Тип вещества: Нерастворимая соль слабой кислоты.
— Объяснение: Сульфид железа (II) является нерастворимой солью, образованной слабым основанием (Fe(OH)2) и очень слабой кислотой (H2S). Соли слабых кислот могут реагировать с сильными кислотами, вытесняя слабую кислоту. В данном случае образуется хлорид железа (II) и сероводород (\( \text{H}_2\text{S} \)), который является газом (обозначается стрелкой \( \uparrow \)). Выделение газа является движущей силой реакции.
— Молекулярное уравнение: \( \text{FeS} + 2\text{HCl} = \text{FeCl}_2 + \text{H}_2\text{S} \uparrow \)
— Полное ионное уравнение: \( \text{FeS} + 2\text{H}^+ + 2\text{Cl}^- = \text{Fe}^{2+} + 2\text{Cl}^- + \text{H}_2\text{S} \uparrow \)
- Сульфид железа (II) — нерастворимое твердое вещество, не диссоциирует. Сероводород — газ, не диссоциирует.
— Сокращенное ионное уравнение: \( \text{FeS} + 2\text{H}^+ = \text{Fe}^{2+} + \text{H}_2\text{S} \uparrow \)
- Ионы \( \text{Cl}^- \) сокращаются.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.