Учебник О.С. Габриеляна — одно из лучших пособий для изучения химии в 8-м классе. Материал изложен доступно, логично структурирован и дополнен красочными иллюстрациями, что делает обучение увлекательным и понятным.
Преимущества учебника:
1. Понятное изложение — сложные темы объяснены простым языком.
2. Практическая направленность — множество лабораторных работ и заданий.
3. Иллюстрации и схемы — помогают лучше усваивать материал.
4. Разноуровневые задания — от простых вопросов до сложных задач.
5. Связь с жизнью — примеры применения химии в реальной жизни.
Учебник сочетает доступность, практическую направленность и увлекательную подачу материала, что делает его отличным выбором для изучения химии и развития интереса к предмету.
ГДЗ по Химии 8 Класс Практическая работа 4 Базовый Уровень Габриелян — Подробные Ответы
Опыт 1
Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой
Зажгите спиртовку (газовую горелку). Возьмите тигельными щипцами медную проволоку и внесите её в пламя. Через некоторое время выньте проволоку из пламени и счистите с неё образовавшийся чёрный налёт на лист бумаги. Опыт повторите несколько раз. Поместите полученный чёрный налёт в пробирку и прилейте в неё раствор серной кислоты. Подогрейте смесь. Что наблюдаете?
Образовалось ли новое вещество при накаливании меди? Запишите уравнение химической реакции и определите её тип по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Образовалось ли новое вещество при взаимодействии оксида меди (II) с серной кислотой? Определите тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции и запишите её уравнение.
Опыт 2
Взаимодействие мрамора с кислотой
Положите в небольшой стакан 1—2 кусочка мрамора. Прилейте в стакан столько соляной кислоты, чтобы ею покрылись кусочки. Зажгите лучинку и внесите её в стакан.
Образовались ли новые вещества при взаимодействии мрамора с кислотой? Какие признаки химических реакций вы наблюдали? Запишите уравнение химической реакции и укажите её тип по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
Опыт 3
Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия
В пробирку налейте 2 мл раствора хлорида железа (III), а затем несколько капель раствора роданида калия KSCN — соли кислоты HSCN, с кислотным остатком SCN⁻.
Какими признаками сопровождается эта реакция? Запишите её уравнение и тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
Опыт 4
Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция
В пробирку налейте 2 мл раствора карбоната натрия. Затем добавьте несколько капель раствора хлорида кальция. Что наблюдаете? Запишите уравнение химической реакции и укажите её тип по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
Опыт 1
В пламени медная проволока вступает в реакцию с кислородом, образуя оксид меди (II):
\( 2Cu + O_2 \rightarrow 2CuO \)
Признаком химической реакции является изменение цвета: оранжевая медная проволока превращается в чёрный порошкообразный оксид меди.
Оксид меди (II), являющийся основным оксидом, взаимодействует с серной кислотой, образуя соль и воду:
\( CuO + H_2SO_4 \rightarrow CuSO_4 + H_2O \)
Признаком этой реакции служит изменение цвета раствора: за счёт образования сульфата меди (II) раствор приобретает голубоватый оттенок.
В данной реакции два сложных вещества обмениваются своими составными частями, в результате чего образуются два новых сложных вещества. Таким образом, эта реакция относится к типу реакций обмена.
Опыт 2
Мрамор вступает в реакцию с соляной кислотой:
\( CaCO_3 + 2HCl \rightarrow CaCl_2 + H_2O + CO_2\uparrow \)
Признаком химической реакции является выделение пузырьков газа, который не поддерживает горение (зажжённая лучина гаснет).
В ходе реакции карбонат кальция и соляная кислота обмениваются своими ионами, образуя два новых сложных вещества: хлорид кальция и угольную кислоту:
\( CaCO_3 + 2HCl \rightarrow CaCl_2 + H_2CO_3 \)
Эта реакция относится к типу реакций обмена.
При этом угольная кислота сразу распадается на два вещества — углекислый газ и воду:
\( H_2CO_3 \rightarrow H_2O + CO_2\uparrow \)
Данный процесс является реакцией разложения.
Опыт 3
Признаком химической реакции является изменение цвета раствора: из-за образования роданида железа раствор приобретает красный оттенок:
\( 3KSCN + FeCl_3 \rightarrow Fe(SCN)_3 + 3KCl \)
В ходе реакции два сложных вещества обмениваются ионами, образуя два новых сложных соединения. Таким образом, эта реакция относится к типу реакций обмена.
Опыт 4
Признаком химической реакции служит образование осадка карбоната кальция:
\( Na_2CO_3 + CaCl_2 \rightarrow 2NaCl + CaCO_3\downarrow \)
В результате реакции два сложных вещества вступают в обмен ионами, образуя два новых сложных соединения. Это также является примером реакции обмена.
Опыт 1: Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой
1. Реакция в пламени:
— При нагревании медная проволока вступает в реакцию с кислородом из воздуха, образуя оксид меди (II):
\( 2Cu + O_2 \rightarrow 2CuO \)
— Признак реакции: изменение цвета проволоки. Оранжевая медь превращается в чёрный порошкообразный оксид меди. Это указывает на образование нового вещества.
2. Реакция оксида меди (II) с серной кислотой:
— Оксид меди (II) взаимодействует с серной кислотой, образуя соль (сульфат меди (II)) и воду:
\( CuO + H_2SO_4 \rightarrow CuSO_4 + H_2O \)
— Признак реакции: изменение цвета раствора. Появление голубоватого оттенка раствора связано с образованием сульфата меди (II).
3. Типы реакций:
— Первая реакция (прокаливание меди) является реакцией соединения, так как два вещества (медь и кислород) объединяются, образуя одно сложное вещество — оксид меди (II).
— Вторая реакция (взаимодействие оксида меди с серной кислотой) относится к реакциям обмена, поскольку два сложных вещества обмениваются своими составными частями, образуя два новых сложных вещества.
Опыт 2: Взаимодействие мрамора с кислотой
1. Реакция мрамора (карбоната кальция) с соляной кислотой:
— Карбонат кальция реагирует с соляной кислотой, образуя хлорид кальция, воду и углекислый газ:
\( CaCO_3 + 2HCl \rightarrow CaCl_2 + H_2O + CO_2\uparrow \)
— Признак реакции: выделение пузырьков газа (углекислого газа), который не поддерживает горение. Это можно проверить, если зажжённая лучина погаснет при внесении в стакан.
2. Образование угольной кислоты:
— Реакция сначала приводит к образованию угольной кислоты:
\( CaCO_3 + 2HCl \rightarrow CaCl_2 + H_2CO_3 \)
— Однако угольная кислота является нестабильным соединением и сразу распадается на воду и углекислый газ:
\( H_2CO_3 \rightarrow H_2O + CO_2\uparrow \)
3. Типы реакций:
— Основная реакция между карбонатом кальция и соляной кислотой — это реакция обмена, так как два сложных вещества обмениваются своими ионами, образуя два новых сложных вещества.
— Разложение угольной кислоты на углекислый газ и воду — это реакция разложения, поскольку одно вещество распадается на два более простых.
Опыт 3: Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия
1. Реакция:
— Хлорид железа (III) взаимодействует с роданидом калия, образуя роданид железа (III) и хлорид калия:
\( 3KSCN + FeCl_3 \rightarrow Fe(SCN)_3 + 3KCl \)
2. Признак реакции:
— Изменение окраски раствора. В результате реакции раствор становится красным из-за образования роданида железа (III), который имеет характерный красный цвет.
3. Тип реакции:
— Это реакция обмена, так как два сложных вещества обмениваются своими ионами, образуя два новых сложных соединения.
Опыт 4: Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция
1. Реакция:
— Карбонат натрия реагирует с хлоридом кальция, образуя хлорид натрия и осадок карбоната кальция:
\( Na_2CO_3 + CaCl_2 \rightarrow 2NaCl + CaCO_3\downarrow \)
2. Признак реакции:
— Образование осадка карбоната кальция, который выпадает из раствора в виде белого осадка.
3. Тип реакции:
— Это также реакция обмена, так как два сложных вещества обмениваются своими составными частями, в результате чего образуются два новых сложных вещества.
Итоговое объяснение:
Во всех четырёх опытах наблюдаются разные типы химических реакций, сопровождающиеся характерными признаками, такими как изменение цвета, выделение газа или образование осадка. Каждый опыт демонстрирует определённые химические процессы:
— Реакции соединения (опыт 1),
— Реакции обмена (опыты 1, 2, 3, 4),
— Реакции разложения (опыт 2).
Эти наблюдения подтверждают образование новых веществ и помогают классифицировать реакции по их типам.
Практические работы
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.