Учебник «Химия» для 8-го класса, написанный Габриеляном и Остроумовым, представляет собой качественное учебное пособие, которое помогает школьникам погрузиться в мир химии и освоить ее основные понятия. Книга отличается доступным языком изложения, продуманной структурой и ярким оформлением, что делает процесс изучения увлекательным и понятным.
ГДЗ по Химии 8 Класс Параграф 17 Вопрос 6 Габриелян, Остроумов — Подробные Ответы
Рассчитайте массовую долю кальция в хлориде, нитрате и фосфате. Расположите эти соли в порядке возрастания массовой доли металла. Охарактеризуйте растворимость этих солей в воде.
Хлорид кальция, растворим
\(M(CaCl₂)=40+35,5·2=111\)
\(\omega(Ca) = \frac{Ar(Ca)}{Mr(CaCl₂)} \cdot 100\% = \frac{40}{111} \cdot 100\% = 36\%\)
Нитрат кальция, растворим
\(M(Ca(NO₃)₂)=40+(14+16·3)·2=164\)
\(\omega(Ca) = \frac{Ar(Ca)}{Mr(Ca(NO₃)₂)} \cdot 100\% = \frac{40}{164} \cdot 100\% = 24,4\%\)
Фосфат кальция, нерастворим
\(M(Ca₃(PO₄)₂)=40·3+(31+16·4)·2=310\)
\(\omega(Ca) = \frac{3Ar(Ca)}{Mr(Ca₃(PO₄)₂)} \cdot 100\% = \frac{120}{310} \cdot 100\% = 38,7\%\)
В порядке увеличения массовой доли металла: \(Ca(NO₃)₂\), \(CaCl₂\), \(Ca₃(PO₄)₂\).
Для решения этой задачи необходимо выполнить следующие шаги:
1. Определить молярные массы каждой соли.
2. Рассчитать массовую долю кальция в каждой соли, используя формулу:
\(\omega(\text{элемента}) = \frac{\text{количество атомов элемента} \cdot Ar(\text{элемента})}{Mr(\text{соединения})} \cdot 100\%\)
где \(Ar\) — относительная атомная масса, \(Mr\) — относительная молекулярная масса (молярная масса).
3. Определить растворимость каждой соли в воде, используя таблицу растворимости.
4. Расположить соли в порядке возрастания массовой доли кальция.
Используем следующие относительные атомные массы элементов:
- \(Ar(Ca) = 40\)
- \(Ar(Cl) = 35,5\)
- \(Ar(N) = 14\)
- \(Ar(O) = 16\)
- \(Ar(P) = 31\)
1. Хлорид кальция (CaCl₂)
Расчет молярной массы:
\(M(CaCl₂) = Ar(Ca) + 2 \cdot Ar(Cl)\)
\(M(CaCl₂) = 40 + 2 \cdot 35,5 = 40 + 71 = 111 \text{ г/моль}\)
Расчет массовой доли кальция:
В молекуле \(CaCl₂\) содержится один атом кальция.
\(\omega(Ca) = \frac{Ar(Ca)}{M(CaCl₂)} \cdot 100\%\)
\(\omega(Ca) = \frac{40}{111} \cdot 100\% \approx 36,04\%\)
Округляем до десятых: \(\omega(Ca) \approx 36\%\)
Растворимость:
Хлорид кальция (CaCl₂) является хорошо растворимой солью в воде.
2. Нитрат кальция (Ca(NO₃)₂)
Расчет молярной массы:
\(M(Ca(NO₃)₂) = Ar(Ca) + 2 \cdot (Ar(N) + 3 \cdot Ar(O))\)
\(M(Ca(NO₃)₂) = 40 + 2 \cdot (14 + 3 \cdot 16) = 40 + 2 \cdot (14 + 48) =\)
\(= 40 + 2 \cdot 62 = 40 + 124 = 164 \text{ г/моль}\)
Расчет массовой доли кальция:
В молекуле \(Ca(NO₃)₂\) содержится один атом кальция.
\(\omega(Ca) = \frac{Ar(Ca)}{M(Ca(NO₃)₂)} \cdot 100\%\)
\(\omega(Ca) = \frac{40}{164} \cdot 100\% \approx 24,39\%\)
Округляем до десятых: \(\omega(Ca) \approx 24,4\%\)
Растворимость:
Нитрат кальция (Ca(NO₃)₂) является хорошо растворимой солью в воде.
3. Фосфат кальция (Ca₃(PO₄)₂)
Расчет молярной массы:
\(M(Ca₃(PO₄)₂) = 3 \cdot Ar(Ca) + 2 \cdot (Ar(P) + 4 \cdot Ar(O))\)
\(M(Ca₃(PO₄)₂) = 3 \cdot 40 + 2 \cdot (31 + 4 \cdot 16) = 120 + 2 \cdot (31 + 64) =\)
\(= 120 + 2 \cdot 95 = 120 + 190 = 310 \text{ г/моль}\)
Расчет массовой доли кальция:
В молекуле \(Ca₃(PO₄)₂\) содержится три атома кальция.
\(\omega(Ca) = \frac{3 \cdot Ar(Ca)}{M(Ca₃(PO₄)₂)} \cdot 100\%\)
\(\omega(Ca) = \frac{3 \cdot 40}{310} \cdot 100\% = \frac{120}{310} \cdot 100\% \approx 38,71\%\)
Округляем до десятых: \(\omega(Ca) \approx 38,7\%\)
Растворимость:
Фосфат кальция (Ca₃(PO₄)₂) является практически нерастворимой солью в воде.
Сводка и расположение по возрастанию массовой доли металла:
- Нитрат кальция \(Ca(NO₃)₂\): массовая доля кальция \(\approx 24,4\%\), растворим.
- Хлорид кальция \(CaCl₂\): массовая доля кальция \(\approx 36\%\), растворим.
- Фосфат кальция \(Ca₃(PO₄)₂\): массовая доля кальция \(\approx 38,7\%\), нерастворим.
Порядок возрастания массовой доли металла:
\(Ca(NO₃)₂\) < \(CaCl₂\) < \(Ca₃(PO₄)₂\)
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.