Учебник «Химия. 9 класс» — это широко востребованное пособие для изучения основ химии. Он отличается простым и понятным языком, логичной организацией материала и яркими иллюстрациями, что делает процесс обучения увлекательным и доступным.
Преимущества учебника:
- Понятное изложение — сложные темы объясняются простым языком с примерами из повседневной жизни.
- Логичная структура — материал представляется постепенно, от простых концепций к более сложным.
- Наглядность — схемы, таблицы и иллюстрации способствуют лучшему усвоению информации.
ГДЗ по Химии 9 Класс Практические работы Практическая работа 3 Габриелян, Остроумов — Подробные Ответы
Практическая работа 3
ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ
1. В три пробирки налейте по 1—2 мл разбавленной серной кислоты. В первую пробирку добавьте 1—2 капли раствора лакмуса, во вторую — 1—2 капли раствора метилового оранжевого, в третью — 1—2 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Объясните результаты.
2. В первую и вторую пробирки из первого опыта добавляйте но каплям гидроксид натрия до тех пор, пока лакмус не станет фиолетовым, метиловый оранжевый — оранжевым. Сделайте вывод и напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
3. В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора серной кислоты. В одну поместите гранулу цинка, а в другую — кусочек медной проволоки (или стружки). Что наблюдаете? Объясните результаты. Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах. Рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.
4. В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора серной кислоты. В первую добавьте на кончике шпателя оксид меди(2), во вторую — на кончике шпателя порошок карбоната натрия (техническую соду). Объясните результаты. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
5. В пробирку налейте 1—2 мл раствора сульфата меди(2), добавьте 1—2 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку добавляйте но каплям серную кислоту до полного растворения осадка. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
6. В одну пробирку налейте 1—2 мл раствора серной кислоты, в другую — 1—2 мл раствора сульфата натрия. В обе пробирки добавьте несколько капель раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
Практическая работа 3
1. В три пробирки налейте по 1—2 мл разбавленной серной кислоты. В первую пробирку добавьте 1—2 капли раствора лакмуса, во вторую — 1—2 капли раствора метилового оранжевого, в третью — 1—2 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Объясните результаты.
Наблюдения: Лакмус станет красным, метиловый оранжевый — красным, фенолфталеин останется бесцветным. Это свидетельствует о том, что серная кислота является сильной кислотой.
2. В первую и вторую пробирки из первого опыта добавляйте по каплям гидроксид натрия до тех пор, пока лакмус не станет фиолетовым, метиловый оранжевый — оранжевым. Сделайте вывод и напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
Вывод: При добавлении гидроксида натрия происходит нейтрализация кислоты.
Уравнение реакции:
Молекулярная форма: H2SO4 + 2 NaOH → Na2SO4 + 2 H2O
Ионная форма: H+ + OH— → H2O
3. В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора серной кислоты. В одну поместите гранулу цинка, а в другую — кусочек медной проволоки (или стружки). Что наблюдаете? Объясните результаты. Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах. Рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.
Наблюдения: В пробирке с цинком наблюдается выделение водорода (пузырьки газа), в пробирке с медью реакции не происходит. Цинк вытесняет водород из кислоты.
Уравнение реакции:
Молекулярная форма: Zn + H2SO4 → ZnSO4 + H2
Ионная форма: Zn + 2 H+ → Zn2+ + H2
4. В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора серной кислоты. В первую добавьте на кончике шпателя оксид меди(II), во вторую — на кончике шпателя порошок карбоната натрия (техническую соду). Объясните результаты. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
Наблюдения: Оксид меди(II) реагирует с серной кислотой с образованием соли и воды, карбонат натрия реагирует с кислотой с образованием углекислого газа.
Уравнения реакций:
Молекулярная форма (оксид меди): CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O
Ионная форма: CuO + 2 H+ → Cu2+ + H2O
Молекулярная форма (карбонат натрия): Na2CO3 + H2SO4 → Na2SO4 + CO2 + H2O
Ионная форма: 2 Na+ + CO32- + 2 H+ → 2 Na+ + SO42- + CO2 + H2O
5. В пробирку налейте 1—2 мл раствора сульфата меди(II), добавьте 1—2 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку добавляйте по каплям серную кислоту до полного растворения осадка. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
Наблюдения: При добавлении гидроксида натрия образуется осадок гидроксида меди(II), который растворяется при добавлении серной кислоты.
Уравнения реакций:
Молекулярная форма: CuSO4 + 2 NaOH → Cu(OH)2(осадок) + Na2SO4
(осадок) + H2SO4 → CuSO4(раствор) + 2 H2O
(осадок): Cu(OH)2
Практическая работа 3
1. В три пробирки налейте по 1—2 мл разбавленной серной кислоты. В первую пробирку добавьте 1—2 капли раствора лакмуса, во вторую — 1—2 капли раствора метилового оранжевого, в третью — 1—2 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Объясните результаты.
Наблюдения: Лакмус станет красным, метиловый оранжевый — красным, фенолфталеин останется бесцветным. Это свидетельствует о том, что серная кислота является сильной кислотой. Лакмус и метиловый оранжевый меняют цвет на красный в кислой среде, а фенолфталеин остается бесцветным, так как он меняет цвет только в щелочной среде.
2. В первую и вторую пробирки из первого опыта добавляйте по каплям гидроксид натрия до тех пор, пока лакмус не станет фиолетовым, метиловый оранжевый — оранжевым. Сделайте вывод и напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
Вывод: При добавлении гидроксида натрия происходит нейтрализация кислоты, что приводит к изменению цвета индикаторов. Лакмус меняет цвет на фиолетовый, когда среда становится нейтральной, а метиловый оранжевый — на оранжевый.
Уравнение реакции:
Молекулярная форма: H2SO4 + 2 NaOH → Na2SO4 + 2 H2O
Ионная форма: H+ + OH— → H2O
3. В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора серной кислоты. В одну поместите гранулу цинка, а в другую — кусочек медной проволоки (или стружки). Что наблюдаете? Объясните результаты. Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах. Рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.
Наблюдения: В пробирке с цинком наблюдается выделение водорода (появление пузырьков), в пробирке с медью реакции не происходит. Это связано с тем, что цинк более активен, чем медь, и может вытеснять водород из кислоты.
Уравнение реакции с цинком:
Молекулярная форма: Zn + H2SO4 → ZnSO4 + H2
Ионная форма: Zn + 2 H+ → Zn2+ + H2
4. В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора серной кислоты. В первую добавьте на кончике шпателя оксид меди(II), во вторую — на кончике шпателя порошок карбоната натрия (техническую соду). Объясните результаты. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
Наблюдения: Оксид меди(II) реагирует с серной кислотой с образованием соли и воды, образуется синий раствор. Карбонат натрия реагирует с серной кислотой с образованием углекислого газа (выделяются пузырьки), соли и воды.
Уравнения реакций:
Молекулярная форма для оксида меди: CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O
Ионная форма для оксида меди: CuO + 2 H+ → Cu2+ + H2O
Молекулярная форма для карбоната натрия: Na2CO3 + H2SO4 → Na2SO4 + CO2 + H2O
Ионная форма для карбоната натрия: 2 Na+ + CO32- + 2 H+ → 2 Na+ + SO42- + CO2(г) + H2O
5. В пробирку налейте 1—2 мл раствора сульфата меди(II), добавьте 1—2 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку добавляйте по каплям серную кислоту до полного растворения осадка. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
Nаблюдения: При добавлении гидроксида натрия образуется осадок гидроксида меди(II) синего цвета. При добавлении серной кислоты ос
Лабораторные работы