Учебник «Химия. 9 класс» О. С. Габриеляна — популярное пособие для изучения основ химии. Он выделяется доступным языком, логичной структурой и ярким иллюстративным материалом, что делает обучение понятным и интересным.
Преимущества учебника:
- Доступность изложения — сложные темы объясняются простым языком с примерами из жизни.
- Продуманная структура — материал подаётся постепенно, от простого к сложному.
- Наглядность — схемы, таблицы и рисунки помогают лучше усвоить информацию.
Этот учебник идеально подходит для первых шагов в мире химии!
ГДЗ по Химии 9 Класс Параграф 15 Практическая работа 3 Габриелян, Остроумов — Подробные Ответы
Практическая работа 3
ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ
1. В три пробирки налейте по 1—2 мл разбавленной серной кислоты. В первую пробирку добавьте 1—2 капли раствора лакмуса, во вторую — 1—2 капли раствора метилового оранжевого, в третью — 1—2 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Объясните результаты.
2. В первую и вторую пробирки из первого опыта добавляйте но каплям гидроксид натрия до тех пор, пока лакмус не станет фиолетовым, метиловый оранжевый — оранжевым. Сделайте вывод и напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
3. В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора серной кислоты. В одну поместите гранулу цинка, а в другую — кусочек медной проволоки (или стружки). Что наблюдаете? Объясните результаты. Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах. Рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.
4. В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора серной кислоты. В первую добавьте на кончике шпателя оксид меди(2), во вторую — на кончике шпателя порошок карбоната натрия (техническую соду). Объясните результаты. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
5. В пробирку налейте 1—2 мл раствора сульфата меди(2), добавьте 1—2 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку добавляйте но каплям серную кислоту до полного растворения осадка. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
6. В одну пробирку налейте 1—2 мл раствора серной кислоты, в другую — 1—2 мл раствора сульфата натрия. В обе пробирки добавьте несколько капель раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
Практическая работа 3
ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ
1. В три пробирки налейте по 1—2 мл разбавленной серной кислоты. В первую пробирку добавьте 1—2 капли раствора лакмуса, во вторую — 1—2 капли раствора метилового оранжевого, в третью — 1—2 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Объясните результаты.
Наблюдения: Лакмус станет красным, метиловый оранжевый станет красным, фенолфталеин останется бесцветным. Это указывает на кислую среду.
2. В первую и вторую пробирки из первого опыта добавляйте по каплям гидроксид натрия до тех пор, пока лакмус не станет фиолетовым, метиловый оранжевый — оранжевым. Сделайте вывод и напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
Вывод: Реакция нейтрализации происходит. Уравнение реакции:
Молекулярная форма: H₂SO₄ + 2 NaOH → Na₂SO₄ + 2 H₂O
Ионная форма: H⁺ + OH⁻ → H₂O
3. В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора серной кислоты. В одну поместите гранулу цинка, а в другую — кусочек медной проволоки (или стружки). Что наблюдаете? Объясните результаты. Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах. Рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.
Наблюдения: В первой пробирке с цинком происходит реакция, выделяются пузырьки водорода. Во второй пробирке реакции не происходит.
Уравнение реакции с цинком:
Молекулярная форма: Zn + H₂SO₄ → ZnSO₄ + H₂↑
Ионная форма: Zn → Zn²⁺ + 2 e⁻; 2 H⁺ + 2 e⁻ → H₂↑
4. В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора серной кислоты. В первую добавьте на кончике шпателя оксид меди(II), во вторую — на кончике шпателя порошок карбоната натрия (техническую соду). Объясните результаты. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
Наблюдения: Оксид меди(II) реагирует с кислотой, образуя сульфат меди(II) и выделяя тепло. Карбонат натрия реагирует с кислотой, выделяя углекислый газ.
Уравнение реакции с оксидом меди:
Молекулярная форма: CuO + H₂SO₄ → CuSO₄ + H₂O
Уравнение реакции с карбонатом натрия:
Молекулярная форма: Na₂CO₃ + H₂SO₄ → Na₂SO₄ + CO₂↑ + H₂O
5. В пробирку налейте 1—2 мл раствора сульфата меди(II), добавьте 1—2 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку добавляйте по каплям серную кислоту до полного растворения осадка. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
Наблюдения: Образуется осадок гидроксида меди(II), который растворяется при добавлении серной кислоты.
Уравнение реакции:
Молекулярная форма: CuSO₄ + 2 NaOH → Cu(OH)₂↓ + Na₂SO₄
Ионная форма: Cu²⁺ + 2 OH⁻ → Cu(OH)₂↓
Растворение осадка: Cu(OH)₂ + H₂SO₄ → CuSO₄ + 2 H₂O
6. В одну пробирку налейте 1—2 мл раствора серной кислоты, в другую — 1—2 мл раствора сульфата натрия. В обе пробирки добавьте несколько капель раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
Наблюдения: В первой пробирке образуется осадок сульфата бария, во второй реакции не происходит.
Уравнение реакции:
Молекулярная форма: BaCl₂ + Na₂SO₄ → BaSO₄↓ + 2 NaCl
Ионная форма: Ba²⁺ + SO₄²⁻ → BaSO₄↓
Практическая работа 3
ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ
1. В три пробирки налейте по 1—2 мл разбавленной серной кислоты. В первую пробирку добавьте 1—2 капли раствора лакмуса, во вторую — 1—2 капли раствора метилового оранжевого, в третью — 1—2 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Объясните результаты.
Наблюдения: Лакмус станет красным, метиловый оранжевый также станет красным, фенолфталеин останется бесцветным. Это указывает на кислую среду, так как все три индикатора показывают кислотность раствора.
2. В первую и вторую пробирки из первого опыта добавляйте по каплям гидроксид натрия до тех пор, пока лакмус не станет фиолетовым, метиловый оранжевый — оранжевым. Сделайте вывод и напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
Вывод: При добавлении гидроксида натрия происходит нейтрализация кислоты, что приводит к изменению цвета индикаторов. Уравнение реакции:
Молекулярная форма: H₂SO₄ + 2 NaOH → Na₂SO₄ + 2 H₂O
Ионная форма: 2 H⁺ + SO₄²⁻ + 2 Na⁺ + 2 OH⁻ → Na₂SO₄ + 2 H₂O
3. В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора серной кислоты. В одну поместите гранулу цинка, а в другую — кусочек медной проволоки (или стружки). Что наблюдаете? Объясните результаты. Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах. Рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.
Наблюдения: В пробирке с цинком наблюдается выделение газа (водорода), в пробирке с медью реакции не происходит. Это связано с тем, что цинк более активный металл и реагирует с кислотой, в то время как медь не реагирует. Уравнение реакции:
Молекулярная форма: Zn + H₂SO₄ → ZnSO₄ + H₂↑
Ионная форма: Zn + 2 H⁺ → Zn²⁺ + H₂↑
4. В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора серной кислоты. В первую добавьте на кончике шпателя оксид меди(II), во вторую — на кончике шпателя порошок карбоната натрия (техническую соду). Объясните результаты. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
Наблюдения: При добавлении оксида меди(II) происходит образование черного осадка (оксид меди не растворим в серной кислоте), а при добавлении карбоната натрия наблюдается выделение газа (углекислого газа). Уравнения реакций:
Для оксида меди(II):
Молекулярная форма: CuO + H₂SO₄ → CuSO₄ + H₂O
Ионная форма: CuO + 2 H⁺ → Cu²⁺ + H₂O
Для карбоната натрия:
Молекулярная форма: Na₂CO₃ + H₂SO₄ → Na₂SO₄ + CO₂↑ + H₂O
Ионная форма: 2 Na⁺ + CO₃²⁻ + 2 H⁺ → 2 Na⁺ + SO₄²⁻ + CO₂↑ + H₂O
5. В пробирку налейте 1—2 мл раствора сульфата меди(II), добавьте 1—2 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку добавляйте по каплям серную кислоту до полного растворения осадка. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
Наблюдения: При добавлении гидроксида натрия образуется синий осадок (гидроксид меди(II)). При добавлении серной кислоты осадок растворяется. Уравнения реакций:
Для образования осадка:
Молекулярная форма: CuSO₄ + 2 NaOH → Cu(OH)₂↓ + Na₂SO₄
Ионная форма: Cu²⁺ + SO₄²⁻ + 2 Na⁺ + 2 OH⁻ → Cu(OH)₂↓ + Na₂SO₄
Для растворения осадка:
Молекулярная форма: Cu(OH)₂ + H₂SO₄ → CuSO₄ + 2 H₂O
Ионная форма: Cu(OH)₂ + 2 H⁺ → Cu²⁺ + 2 H₂O
6. В одну пробирку налейте 1—2 мл раствора серной кислоты, в другую — 1—2 мл раств
Лабораторые опыты