1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ по Химии 9 Класс Учебник 📕 Габриелян — Все Части
Химия
9 класс учебник Габриелян
9 класс
Авторы
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К.
Тип книги
Учебник
Год
2019
Описание

Учебник «Химия. 9 класс» О. С. Габриеляна — популярное пособие для изучения основ химии. Он выделяется доступным языком, логичной структурой и ярким иллюстративным материалом, что делает обучение понятным и интересным.

Преимущества учебника:

  1. Доступность изложения — сложные темы объясняются простым языком с примерами из жизни.
  2. Продуманная структура — материал подаётся постепенно, от простого к сложному.
  3. Наглядность — схемы, таблицы и рисунки помогают лучше усвоить информацию.

Этот учебник идеально подходит для первых шагов в мире химии!

ГДЗ по Химии 9 Класс Практические работы Практическая работа 5 Габриелян, Остроумов — Подробные Ответы

Задача

Практическая работа 5
ПОЛУЧЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА. КАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА КАРБОНАТ-ИОНЫ

1. В две пробирки налейте по 20 капель дистиллированной воды и добавьте но 3—4 капли раствора фиолетового лакмуса. В третью пробирку внесите примерно 20 капель раствора известковой воды. Установите пробирки в гптатив. Туда же поместите и три пустые пробирки.

2. В прибор для получения газов внесите 2—3 небольших кусочка мрамора и закрепите прибор в лапке штатива. В воронку налейте немного соляной кислоты, чтобы она покрывала кусочки мрамора. Газоотводную трубку прибора опустите в пробирку с водой, подкрашенной раствором лакмуса. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярной и ионной формах.

3. Пропускайте выделяющийся оксид углерода(4) через воду до тех пор, пока раствор лакмуса не приобретёт красную окраску. Объясните наблюдаемое и запишите уравнения реакции в молекулярной и ионной формах.

Сравните окраску раствора с окраской раствора в контрольной пробирке.

4. Промойте конец газоотводной трубки в стакане с водой. После этого конец газоотводной трубки перенесите в пробирку с известковой водой и пропускайте газ до помутнения раствора (рис. 49).

5. Продолжайте пропускать газ через помутневший раствор. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярной и ионной формах.

Примечание. Если скорость выделения газа замедлилась, то в пробирку с мрамором можно добавить немного соляной кислоты.

6. Промойте конец газоотводной трубки в стакане с водой. Перенесите газоотводную трубку в четвёртую пробирку, опустив её до дна пробирки. Соберите газ методом вытеснения воздуха (почему именно этим методом?).

7. Зажгите лучинку и внесите её в пробирку. Что наблюдаете? Объясните наблюдаемое.

8. В одну чистую пробирку налейте 2 мл раствора карбоната натрия, в другую — 2 мл раствора карбоната калия. Добавьте в каждую пробирку 1— 2 мл раствора серной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Разберите установку и приведите в порядок рабочее место.

Оформите отчёт.

Краткий ответ:

1. В две пробирки налейте по 20 капель дистиллированной воды и добавьте по 3—4 капли раствора фиолетового лакмуса. В третью пробирку внесите примерно 20 капель раствора известковой воды. Установите пробирки в штатив. Туда же поместите и три пустые пробирки.

2. В прибор для получения газов внесите 2—3 небольших кусочка мрамора и закрепите прибор в лапке штатива. В воронку налейте немного соляной кислоты, чтобы она покрывала кусочки мрамора. Газоотводную трубку прибора опустите в пробирку с водой, подкрашенной раствором лакмуса. Что наблюдаете?

Уравнения реакции:

CaCO₃ + 2HCl → CaCl₂ + CO₂ ↑ + H₂O

CO₃²⁻ + 2H⁺ → H₂O + CO₂ ↑

3. Пропускайте выделяющийся оксид углерода(IV) через воду до тех пор, пока раствор лакмуса не приобретёт красную окраску. Объясните наблюдаемое и запишите уравнения реакции в молекулярной и ионной формах.

Наблюдение: раствор лакмуса становится красным, так как углекислый газ взаимодействует с водой, образуя угольную кислоту, которая диссоциирует, увеличивая концентрацию ионов H⁺.

CO₂ + H₂O ⇌ H₂CO₃

H₂CO₃ ⇌ H⁺ + HCO₃⁻

4. Промойте конец газоотводной трубки в стакане с водой. После этого конец газоотводной трубки перенесите в пробирку с известковой водой и пропускайте газ до помутнения раствора.

5. Продолжайте пропускать газ через помутневший раствор. Что наблюдаете?

Наблюдение: раствор известковой воды мутнеет из-за образования карбоната кальция.

Ca(OH)₂ + CO₂ → CaCO₃ ↓ + H₂O

Ca(OH)₂ + CO₂ ⇌ CaCO₃ ↓ + H₂O

6. Промойте конец газоотводной трубки в стакане с водой. Перенесите газоотводную трубку в четвёртую пробирку, опустив её до дна пробирки. Соберите газ методом вытеснения воздуха (почему именно этим методом?).

Метод вытеснения воздуха используется, так как углекислый газ тяжелее воздуха и не смешивается с ним.

7. Зажгите лучинку и внесите её в пробирку. Что наблюдаете? Объясните наблюдаемое.

Наблюдение: лучинка гаснет, так как углекислый газ не поддерживает горение.

8. В одну чистую пробирку налейте 2 мл раствора карбоната натрия, в другую — 2 мл раствора карбоната калия. Добавьте в каждую пробирку 1—2 мл раствора серной кислоты. Что наблюдаете?

Наблюдение: в обеих пробирках происходит выделение газа с образованием пузырьков.

Na₂CO₃ + H₂SO₄ → Na₂SO₄ + CO₂ ↑ + H₂O

K₂CO₃ + H₂SO₄ → K₂SO₄ + CO₂ ↑ + H₂O

Разберите установку и приведите в порядок рабочее место.

Оформите отчёт.

Подробный ответ:

Практическая работа 5: Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат-ион.

Цели работы:

  • Изучить процесс получения углекислого газа (CO₂) и его свойства.
  • Провести качественную реакцию на карбонат-ион (CO₃²⁻) с использованием индикатора.

Оборудование и реактивы:

  • Пробирки (3 шт.)
  • Дистиллированная вода
  • Раствор фиолетового лакмуса
  • Известковая вода (раствор Ca(OH)₂)
  • Мрамор (CaCO₃)
  • Соляная кислота (HCl)
  • Прибор для получения газов
  • Штатив и лапка

Ход работы:

    1. В первую и вторую пробирки налейте по 20 капель дистиллированной воды. Добавьте по 3—4 капли раствора фиолетового лакмуса в каждую из пробирок. Фиолетовый лакмус будет служить индикатором изменения pH. В третью пробирку внесите примерно 20 капель раствора известковой воды.
    2. В прибор для получения газов внесите 2—3 небольших кусочка мрамора и закрепите его в лапке штатива. В воронку прибора налейте немного соляной кислоты, чтобы она покрывала кусочки мрамора. Газоотводную трубку прибора опустите в пробирку с водой, подкрашенной раствором лакмуса. Наблюдайте за изменениями.
    3. Уравнения реакции:

CaCO₃ + 2HCl → CaCl₂ + CO₂ ↑ + H₂O

CO₃²⁻ + 2H⁺ → H₂O + CO₂ ↑

    1. Пропускайте выделяющийся углекислый газ через воду до тех пор, пока раствор лакмуса не приобретёт красную окраску. Это происходит из-за того, что углекислый газ реагирует с водой с образованием угольной кислоты (H₂CO₃), которая диссоциирует на ионы водорода (H⁺) и бикарбонат-ион (HCO₃⁻), что приводит к снижению pH раствора.
    2. Уравнения реакции:

CO₂ + H₂O ⇌ H₂CO₃

H₂CO₃ ⇌ H⁺ + HCO₃⁻

Сравните окраску раствора в пробирках с лакмусом до и после добавления углекислого газа. Первоначально раствор был фиолетовым, а после добавления CO₂ стал красным, что свидетельствует о повышении кислотности.


Лабораторые опыты

Общая оценка
3.8 / 5
Комментарии
Другие учебники
Другие предметы