Учебник «Химия» для 8-го класса, написанный Габриеляном и Остроумовым, представляет собой качественное учебное пособие, которое помогает школьникам погрузиться в мир химии и освоить ее основные понятия. Книга отличается доступным языком изложения, продуманной структурой и ярким оформлением, что делает процесс изучения увлекательным и понятным.
ГДЗ по Химии 8 Класс Практическая работа 1 Габриелян, Остроумов — Подробные Ответы
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ РАБОТ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ (КАБИНЕТЕ ХИМИИ)
В химической лаборатории необходимо соблюдать особые правила при работе с оборудованием и реактивами. Почему? Каковы эти правила?
1. Во время урока учащиеся должны следовать указаниям учителя и инструкциям техники безопасности, быть очень внимательными.
2. Категорически запрещается пробовать на вкус вещества в кабинете химии. Нюхать их можно, лишь направляя лёгким движением руки испарения к носу, при этом нельзя вдыхать полной грудью (рис. 13).
3. Учащимся запрещено проводить любые опыты, которые не предусмотрены данной практической или лабораторной работой.
4. О рассыпанных веществах или разлитых реактивах ученик должен незамедлительно сообщить учителю или лаборанту.
5. Обо всех неполадках в работе оборудования и других проблемах ученики должны немедленно сообщить учителю и прекратить работу. Нельзя выливать в канализацию органические жидкости и растворы.
6. Нельзя оставлять без присмотра включённые или горящие нагревательные приборы. Во время урока необходимо соблюдать правила пожарной безопасности и технику обращения с электроприборами, спиртовками (рис. 14) и газовыми горелками (рис. 15).
7. При получении травмы или ухудшении самочувствия ученик должен прекратить работу и сразу сообщить об этом учителю.
8. Вещества нельзя брать руками, нужно использовать для этого специальные шпатели, ложечки, пинцеты.
9. Нельзя наливать и перемешивать реактивы вблизи лица.
10. Необходимо пользоваться только чистой лабораторной посудой. Остатки реактивов или их растворов запрещается высыпать и выливать обратно в исходный сосуд.
11. После практического занятия учащиеся должны сдать оборудование и реактивы учителю или лаборанту.
12. Но окончании работы необходимо привести рабочее место в порядок и тщательно вымыть руки с мылом.
Для работы с обладающими неприятными запахами или вредными веществами предназначен вытяжной шкаф (рис. 16). Защитные очки предназначены для работы с веществами, которые могут травмировать глаза (рис. 17).
Нагревание. При нагревании пробирки держат специальными металлическими или деревянными держателями (рис. 18).
Объём жидкости в нагреваемой пробирке должен составлять не более 1/2 объёма. Запомните, что пробирку надо удерживать в верхней части пламени там наиболее высокая температура. Пробирку держите наклонно, иод углом 30—45° к поверхности стола. Отверстие должно быть направлено в сторону от себя и от соседей на случай выброса жидкости из пробирки. В начале нагревания пробирку несколько раз прогрейте по всей длине, затем нагревайте её содержимое. Если в пробирке есть осадок, будьте особенно внимательны: нижнюю часть пробирки надо всё время встряхивать для перемешивания.
Если вы нагреваете пробирку с газоотводной трубкой, по которой газ выходит в раствор, важно не допустить засасывания раствора в нагреваемую пробирку. Поэтому выньте конец газоотводной трубки из раствора и затем закончите нагревание.
Выполните эти действия с раствором поваренной соли.
Измельчение и смешивание. Для измельчения некрупных кусочков вещества с твёрдостью меньше твёрдости фарфора в химических лабораториях применяют фарфоровые ступки (рис. 19). При растирании сильно нажимать пестиком не нужно.
Смешивая твёрдые вещества, растирайте их в ступке вместе. Хорошего смешивания можно достичь, если вещества сначала высушить и измельчить.
С помощью ступки и пестика измельчите кусочек мела для взвеси, необходимой при выполнении фильтрования.
Фильтрование. Фильтрование служит для отделения твёрдых веществ от жидкостей. Жидкость, прошедшая через фильтр, называется «фильтрат». Фильтры изготавливают из специальной бумаги.
Готовые фильтры — круги фильтровальной бумаги. Пористость таких фильтров определяют по цвету упаковочной ленты:
• розовая или чёрная лента — крупнопористые фильтры;
• белая лента — бумага средней проницаемости;
• синяя лента — плотные фильтры, предназначенные для фильтрования мелкозернистых осадков.
Для фильтрования используют воронки (рис. 20). Размер фильтра должен быть таким, чтобы он не доходил до края воронки на 5—7 мм. Воронку укрепите в кольце штатива, под неё поставьте склянку-приёмник. Сливная трубка воронки должна касаться стенки склянки-приёмника. Готовый фильтр сложите в четыре раза и вставьте в воронку; фильтр должен плотно прилегать к ней. Уложенный в воронку фильтр смочите водой или жидкостью, которую будете фильтровать.
Приготовьте взвесь мела в воде. Для этого поместите в стакан ранее измельчённый порошок мела и добавьте 20—30 мл воды. Размешайте полу ценную смесь стеклянной палочкой с резиновым наконечником.
Проведите, фильтрование полученной взвеси. Перед фильтрованием взболтайте содержимое стакана. Наливайте жидкость в воронку с фильтром направляя жидкость на стенки воронки. Можно переливать жидкость при помощи стеклянной палочки. Для этого палочку приложите к стакану, в котором находится жидкость с осадком. Дайте раствору стекать по палочке, направляя поток не в центр фильтра, а на боковую сторону, чтобы избежать разрыва фильтра в центре. Уровень жидкости в фильтре не должен доходить до его края на 5—10 мм.
Взвешивание. В школьной лаборатории используются рычажные и электронные весы. При взвешивании сыпучих материалов в обе чашки рычажных весов укладывают одинаковые листочки бумаги, например фильтры или одинаковые по размеру кусочки кальки. Затем проверяют настройку (регулировку) весов, добиваясь установки стрелки на нулевой отметке шкалы, отрывая или добавляя небольшие кусочки бумаги. После этого помещают на одну чашку весов разновесы нужной массы, а на другую осторожно шпателем насыпают вещество, добиваясь уравновешивания чашек весов. При использовании электронных весов на платформу кладут листок бумаги и обнуляют показания весов. Затем насыпают измеряемое вещество.
Если надо взвесить раствор, на платформу электронных весов ставят пустой стакан, показания весов обнуляют, а затем в стакан наливают необходимую массу раствора.
Взвесьте 5 г поваренной соли, растворите её в 20 мл воды и измерьте массу раствора (при наличии электронных весов).
Нагревание
В пробирку налили раствор поваренной соли, заполнив её наполовину. Пробирку прогревали несколько раз по всей длине, а затем сосредоточились на нагреве той части, где находится раствор. Пробирка была расположена под углом 30-45 градусов относительно поверхности стола, при этом её отверстие было направлено в сторону от людей.
Измельчение и смешивание
Кусочек мела поместили в фарфоровую ступку и растёрли до состояния порошка с помощью пестика.
Фильтрование
Измельчённый мел добавили в стакан с 20-30 мл воды и тщательно размешали стеклянной палочкой с резиновым наконечником.
Воронку закрепили в кольце штатива, под ней установили склянку-приёмник, при этом сливная трубка касалась стенки приёмника. Фильтр сложили вчетверо и вставили в воронку так, чтобы его край не доходил до края воронки на 5-7 мм и плотно прилегал к её стенкам. Фильтр смочили водой.
Взвесь с мелом взболтали и переливали жидкость по стеклянной палочке, направляя её на боковую стенку воронки. Следили, чтобы уровень жидкости не превышал края фильтра на 5-10 мм.
После фильтрования мел остался на фильтре, а вода перешла в фильтрат.
Взвешивание
На платформу электронных весов поместили лист бумаги и обнулили показания. Затем на бумагу небольшими порциями добавляли поваренную соль, пока весы не показали ровно 5 г.
Бумагу с солью извлекли, а на весы установили пустой стакан и снова обнулили показания. После этого стакан извлекли.
Навеску соли перенесли в стакан, добавили 20 мл воды и перемешали до полного растворения соли.
Полученный раствор поместили на весы и зафиксировали его массу — 25 г.
Нагревание
1. Подготовка пробирки:
- В пробирку налили раствор поваренной соли, заполнив её на половину объёма (это важно, чтобы избежать выброса жидкости при нагревании).
- Пробирку установили под углом 30-45 градусов к поверхности стола, чтобы обеспечить безопасное направление отверстия — оно должно быть направлено от себя и окружающих людей.
2. Процесс нагревания:
- Сначала пробирку прогрели по всей длине, чтобы равномерно распределить тепло и предотвратить резкий выброс жидкости.
- После этого сосредоточились на нагреве части пробирки с раствором, удерживая её в верхней части пламени, где температура наиболее высокая.
3. Особые меры предосторожности:
- Если в пробирке есть осадок, её необходимо постоянно встряхивать во время нагревания, чтобы избежать перегрева и разрушения стекла.
- Если используется газоотводная трубка, важно следить за тем, чтобы раствор не засасывался обратно в пробирку.
Измельчение и смешивание
1. Подготовка:
- Кусочек мела поместили в фарфоровую ступку — это специальная лабораторная посуда, предназначенная для измельчения твёрдых веществ.
- Пестиком аккуратно растёрли мел до состояния мелкого порошка.
2. Особенности процесса:
- Нельзя сильно нажимать на пестик, чтобы избежать повреждения ступки.
- Если необходимо смешать два твёрдых вещества, их предварительно высушивают и измельчают вместе для более равномерного смешивания.
Фильтрование
1. Подготовка раствора:
- Измельчённый мел добавили в стакан с 20-30 мл воды.
- Смесь тщательно размешали стеклянной палочкой с резиновым наконечником, чтобы получить равномерную взвесь.
2. Установка фильтра:
- Воронку закрепили в кольце штатива, под неё установили склянку-приёмник (сливная трубка касалась стенки склянки).
- Фильтр сложили вчетверо и вставили в воронку так, чтобы его край не доходил до края воронки на 5-7 мм и плотно прилегал к её стенкам. Это предотвращает протекание жидкости мимо фильтра.
3. Процесс фильтрования:
- Уложенный фильтр смочили водой для улучшения его прилегания к стенкам воронки.
- Взвесь с мелом взболтали и переливали жидкость через фильтр, направляя поток жидкости на боковую стенку воронки (это предотвращает разрыв фильтра).
- Следили за тем, чтобы уровень жидкости в фильтре не доходил до его края на 5-10 мм.
4. Результат:
- После фильтрования твёрдый осадок (мел) остался на фильтре, а жидкость прошла через него и стала фильтратом.
Взвешивание
1. Подготовка весов:
- На платформу электронных весов положили лист бумаги и обнулили показания весов (чтобы учесть вес бумаги).
2. Взвешивание соли:
- На бумагу небольшими порциями добавляли поваренную соль до тех пор, пока весы не показали ровно 5 г — это точность измерения массы вещества.
3. Измерение массы раствора:
- На весы установили пустой стакан и снова обнулили показания весов (чтобы учесть вес стакана).
- В стакан добавили 5 г соли и 20 мл воды, тщательно перемешали для полного растворения соли.
- Полученный раствор поместили на весы и зафиксировали его массу — 25 г (сумма массы соли и воды).
Итог:
Каждый этап работы был выполнен с учётом техники безопасности и лабораторных правил:
- При нагревании использовались специальные держатели для пробирки, соблюдался безопасный угол наклона и направление отверстия.
- При измельчении применялась фарфоровая ступка, а процесс проводился аккуратно, без чрезмерного давления.
- Фильтрование обеспечило разделение твёрдого вещества (мела) и жидкости благодаря правильно установленному фильтру и аккуратному переливанию жидкости.
- Взвешивание проводилось с использованием электронных весов для точного измерения массы вещества и раствора.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.